Несколько непричёсанных мыслей по-поводу результатов питерского «африканского» Саммита. Мероприятие прошло вполне успешно; в кулуарах под камеру изрядная группа африканских участников среднего и пожилого возраста спела по-русски российский гимн (хорошо всё-таки русскому учили иностранных студентов в советское время и, не исключено, кое-где до сих пор так учат) — на автора это произвело до крайности тёплое впечатление: пели с душой; российский президент, как это всегда и бывает на международных мероприятиях, где он выступает, был до крайности интересен, убедителен и откровенен. Да и присутствие изрядного числа африканских лидеров на прошедшем на Неве военно-морском параде, который он принимал по окончании саммита, впечатляло.
Африканцы и к дворцовой роскоши (а она на Саммите присутствовала в изрядном количестве), и к армии в огромном большинстве своём относятся с уважением и впечатление на них то, как были проведены мероприятия Саммита, должно было произвести самое положительное. Тут зачёт Росконгрессу и всем, кто к этим мероприятиям имел прямое и непосредственное отношение.
Новости партнеров
Впрочем, мы вообще сегодня умеем даже самые грандиозные международные тусовки проводить не хуже китайцев (и это более чем высокая оценка). По Олимпиаде в Сочи было видно, по чемпионату мира по футболу и много по чему ещё. Опять же, много что в Питере подписали. Вопрос только в том, что дальше будет сделано для того, чтобы не весь выпущенный пар не ушёл в свисток.
Нас в Африке помнят такими, какими мы были во времена Советского Союза, а эти времена прошли, судя по всему, безвозвратно, в чём, помимо изрядного числа плюсов, есть огромное количество минусов. Главным из которых является даже не то, что от той страны, которая была — СССР, осталась едва половина (хотя и это огромная потеря), а то, что мы из страны инженеров и учёных, врачей и учителей — людей, умевших строить, изобретать, делать открытия, учить и лечить, превратились в страну финансистов, юристов и чиновников, а точнее бухгалтеров и крючкотворов.
Естественный результат последней трети столетия, на протяжении которой главным было — поделить между правильными людьми советское наследство, капитализировать, что кому досталось, заскирдовать вырученные деньги и сховать их подальше, чтобы никто не отобрал.
Соответственно, с точки зрения материального достатка и уровня жизни не только основных, но и более мелких бенефициаров этого процесса, а также их ближнего и дальнего окружения, включая не только родных и близких, но и тех, кто по роду своей деятельности занят в секторах, обслуживающих потребности отечественных нуворишей — всё более чем нормально.
То же самое касается отечественных чиновников, которые вместе с предыдущей категорией «элиты» составили новое дворянство, высшие эшелоны которого по масштабам своих интересов вполне тянут на бояр и удельных князей. История не знает сослагательного наклонения, так что тут как есть.
Однако, неплохо бы спросить самих себя: сохранили ли мы всё, что умели в советские времена? И тут большая проблема.
Простой пример: в числе 250 ведущих строительных компаний мира, способных возводить масштабные промышленные и инфраструктурные объекты, российских — ноль. Американцы, китайцы и турки (!) в тройке лидеров, а нас нет и это не случайно. Отраслей собственных, начиная с микроэлектроники, станкостроения, автопрома, гражданского авиа- и судостроения мы похоронили столько…
Новости партнеров
Про науку и образование и не говорим. Большой привет нашим реформам и персонально ЕГЭ!
Даже в космосе мы настолько отстали от нынешних лидеров, что диву даёшься, как нам это удалось. Ну и, опять же, бюрократия у нас лютая — вязкая и инертная до предела. Был бы на всех направлениях лично Путин — никаких вопросов, справились бы с чем угодно. Но так не бывает, а кадры решают всё…
Автор — журналист, писатель, политолог, экономист, профессор-востоковед. Основатель и президент научного центра «Институт Ближнего Востока»