Организация по борьбе с отмыванием денег (FATF) собирается внести Россию в черный список за связи с Ираном. Это сделает невозможными любые международные переводы, в том числе от частных лиц, и парализует торговлю с другими странами. Против выступают Китай и Индия, так как под угрозой окажутся крупные энергетические, оборонные, инфраструктурные проекты.
Что к чему
Новости партнеров
Основанная странами «Большой семерки» в 1989-м, FATF, помимо отмывания денег, противостоит терроризму и распространению оружия массового поражения. Объединяет более 200 государств.
В прошлом году Россию, присоединившуюся к организации в 2003 году, лишили руководящих и консультативных функций, а в феврале 2023-го ограничили членство. Такое происходит впервые. Киеву этого мало: там настаивают на внесении «агрессора» в список «высокорисковых юрисдикций». Это парализует любые внешние транзакции, в том числе и между частными лицами. Переводить средства семье, оплачивать обучение или получать зарплату для россиян станет невозможно практически во всем мире.
«И забудьте о международной торговле — банки будут избегать сотрудничества с нами, чтобы не попасть под санкции, сделки станут единичными, а на согласование каждого перевода потребуются недели. О совместных проектах с той же Азией или развитии параллельного импорта в таких условиях говорить не приходится», — объясняет финансовый эксперт Андрей Верников.
С другой стороны, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев указывает, что это коснется прежде расчетов в долларах и евро. «Их будут покупать и продавать через юань, например. Конечно, формально запрет распространяется на любые валюты, но соблюдение ограничений зависит от позиции центробанков в каждом конкретном случае», — уточняет эксперт.
«Черная метка»
Так или иначе это доставит много проблем, причем всем. В списке «высокорисковых юрисдикций» пока только КНДР, Мьянма и Иран — FATF неохотно раздает «черные метки».
«Тут требуется консенсус, но сомнительно, что это соблюдается», — отмечает партнер компании «Платежи и переводы» Георгий Михайлец. Теоретически у каждого есть право вето, однако эксперты считают, что достаточно политического решения G7.
Новости партнеров
И даже после этого связь Москвы с внешним миром не оборвется, уверены аналитики. Помогут криптовалюты, цифровые активы, прямые расчеты в национальных денежных единицах между госбанками и, наконец, бартер.
Серая зона
Скорее всего, Россия попадет в перечень юрисдикций под усиленным мониторингом — серый список. Там 23 страны. В том числе с достаточно сильной экономикой (ОАЭ, Турция), офшоры (Каймановы острова, Панама), крупные африканские государства (Нигерия, Конго). Это не создает им особенных трудностей ни с бизнесом, ни с привлечением капитала.
«Москва успешно справляется с сильнейшим санкционным давлением, серый список с ним просто не сравнить. Эта мера не имеет практического смысла — разве что в очередной раз выразить солидарность с Киевом, не навредив самим себе», — говорит Михайлец.
Верников того же мнения: «Многие в FATF получают существенную выгоду от торговли с Россией. Вряд ли на заседании 19-23 июня примут решение, которое ударит по общему кошельку».
Тем более что реальных оснований для «черной метки» нет. С 1997-го в России действуют законы, препятствующие легализации денежных средств, в 1999 году создан соответствующий межведомственный центр, а к 2002-му подготовили всю организационную и техническую базу для финансового контроля.