«Музыканты» несут потери, но формально ЧВК до сих пор нет. Почему?
Если бы в России была бы номинация «Человек месяца», то в мае им точно стал Евгений Пригожин. Но не один, а вместе со всеми бойцами «Вагнера». В мае была поставлена точка в многомесячных и кровопролитных боях за Артемовск. Она стоила «музыкантам», штурмовавшим город, огромных потерь (около 20 тысяч убитыми: 10 тыс. штатных сотрудников и 10 тыс. ранее осужденных граждан), но город был взят, ВСУ и бандеровцы обескровлены («двухсотых» 50−55 тысяч, включая наемников, примерно 70 -72 тыс. «трехсотых»).
Президент Путин поздравил бойцов Российской армии и отряды «Вагнера» с победой.
Новости партнеров
Но если бы существовала номинации «Скандал месяца», то ее тоже взял бы Пригожин, со своими интервью и критическими выступлениями в Сети, что называется «на чистоту», в адрес Министерства обороны РФ.
А если бы была номинация «Самая большая непонятка», то сегодня ее опять бы получили «музыканты». Поскольку до сих пор непонятен статус ЧВК «Вагнер». Де-факто она есть, героически сражается на поле боя, но де-юре не существует — закона о ЧВК до сих пор нет.
Впрочем, включать Пригожина и его отряды в майскую номинацию «Самая большая непонятка» не совсем точно. Вопрос о легализации ЧВК поднимается уже много лет. Последний раз в начале года вопрос озвучил руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме Сергей Миронов. Он назвал ЧВК «Вагнер» «героическим воинским формированием» и предложил легализовать его. Лидер СРЗП добавил, что еще в 2017 году «Справедливая Россия» подготовила и внесла закон о частных военных компаниях. «Я абсолютно убежден: необходимо легализовать это героическое воинское формирование», — заявил он.
Затем спикер нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин сказал, что не следует делать различий между теми, кто как воюет. «Те, кто нас защищают — военнослужащие, мобилизованные, участники ЧВК „Вагнер“, — все они защищают страну, это должна быть наша единая позиция», — подчеркнул Володин.
Тем не менее, закона о ЧВК нет. Почему? Этот вопрос на фоне успешного выполнения боевых задач вагнеровцами (взятие Соледара, Артемовска и не только их), задают сегодня многие. Ответы самые различные.
Так, еще в декабре по этому поводу, в контексте резких оценок Пригожина в адрес начальника Генштаба ВС РФ и министра обороны, высказался депутат Госдумы генерал-лейтенант в отставке, бывший командующий 58-й армией Виктор Соболев.
Он без лишней дипломатии заявил:
Новости партнеров
«Давайте будем честными и откровенными — у него (Пригожина) частная военная компания, а это незаконно. Да, они на нашей стороне, мы закрываем глаза, но это, повторюсь, незаконно… Давно нужно было ЧВК „Вагнер“ поставить на место: не такую уж роль они играют в зоне спецоперации, чтобы диктовать свои условия. Ставить себя выше других неприемлемо».
Бывший командарм подчеркнул, что в армии нужна жесткая централизация.
Евгений Пригожин ответил Соболеву в своем духе — пусть сам поедет на фронт и покажет свои способности.
Вообще, в военной среде к «музыкантам» отношение неоднозначное. Но здесь надо разграничивать мнение людей военных, знающих армию изнутри, от множества «диванных экспертов», которые пороху не нюхали, зато горазды навешивать ярлыки — либо по чьей-то указке, либо от того, что хочется вылить в Сеть злобу.
Доблесть и отвагу «вагнеровцев» люди в погонах признают, их организованность, отсутствие лишней, зачастую просто ненужной канцелярщины, — тоже, но многие считают, что, во-первых, не только «вагнеровцы» воюют, а во-вторых, что раздробление армии — это неправильно.
— Сегодня у нас есть Вооруженные силы, Пограничная служба ФСБ (ФПСФСБ), Рогвардия. Если добавить сюда ЧВК, не только Пригожина, но и другие, помельче, то разноголосица получается. А нужен единый центр управления, во время Великой Отечественной это была Ставка, иначе какая- «махновщина» получится. Как бы из ЧВК у нас не получилась ВЧК — считает капитан 1-го ранга Сергей Ищенко — Есть и другой момент. Между министерством обороны и ЧВК «Вагнер» идет реальная конкуренция за «штыки». Многие мужики, выбирая, куда идти служить, выбирают не армию, которая активно зазывает в контрактники, а «Вагнера». Если не ошибаюсь, в центры набора в «оркестр» Пригожина записывалось до 10 тыс. человек в месяц.
География этих центров широка — от Сургута, Йошкар-Олы, Калининграда до Читы и Красноярска. Несколько точек, само собой, находятся в Москве и Питере. Словом, музыка «оркестра» становится в стране все популярнее, несмотря на правовые коллизии.
Кстати, о своей ЧВК — после ухода с госслужбы говорил и Рамзан Кадыров. Но мало кто сомневается, что это произойдет скоро. К тому времени и закон о ЧВК, может, примут. Тем более, как сказал Кадыров, «частная военная компания „Вагнер“ „железно“ доказала свою эффективность в военном плане и подвела черту под разговорами о необходимости ЧВК».
Новости партнеров
Однако споры о легализации частных военных компаний продолжаются.
— Я воевал в Афганистане, в наши времена структура армии была другой. Не было ни добровольцев, ни контрактников, тем более ЧВК. Но боевые задачи наши подразделения выполняли. Что сейчас происходит, мне не совсем понятно, — говорит Герой Советского Союза, полковник ВДВ в отставке Николай Кравченко, живущий в Омске — Идут тяжелые бои, гибнут наши солдаты и офицеры… На мой взгляд, не время сейчас поднимать вопрос о легализации частных военных компаний. Не надо торопиться. Выполнят войска задачу, поставленную Верховным, тогда и можно будет вернуться к теме. Вообще, это дело политиков, а дело военных — защищать Родину.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас видит проблему немного в другой плоскости:
«…Чтобы принимать какой-либо закон, нужен общественный запрос. Он сейчас есть, граждан волнует эта тема? Нет. Есть ли какие-то законодательные инициативы на этот счет? Я их не видел», — пояснил он свою точку зрения.
Может быть, может быть. Вопрос лишь в том, как и куда смотреть.
В мае этого года Telegram-канал «МИГ» проводил опрос, тема — уровень доверия к основателю «оркестра» Евгению Пригожину. Участниками исследования стали более 50 тысяч человек. 80% прошенных ответили, что доверяют.
Столько же назвали Пригожина «лицом спецоперации» участники опроса на другом Telegram-канале. Пользователям предлагалось выбрать между Сергеем Суровикиным, Сергеем Шойгу, Рамзаном Кадыровым, Валерием Герасимовым и Евгением Пригожиным.
Можно долго спорить о репрезентати́вности этих и прочих опросов, о медийных факторах и иных тонкостях социологии, о раскрученном бренде, но дело, думается, в том, что сегодня «Вагнер» — при любых раскладах — выражает нашу надежду на победу. И воплощает в реальность эту надежду на поле боя.
В пользу этой точки зрения высказывался и депутат Госдумы четырех созывов, экс-сенатора Совета Федерации Франца Клинцевича, председатель правления Российского Союза ветеранов Афганистана, кавалер двух орденов Красной звезды.
«Я много лет был на войне, я ненавижу войну. Однако то, что сегодня делает ЧВК „Вагнер“, это один из важнейших инструментов и примеров истинного отношения к своей Родине и защите своего Отечества. Поэтому пусть [эти критики] заткнутся, иначе рано или поздно за это всем придется отвечать перед Господом Богом и ветеранской общественностью. Они это пока что не осознают».
«Частная военная компания „Вагнер“, бойцы которой героически воюют в зоне проведения спецоперации, фактически является незаконной, статус ЧВК и другие вопросы законодательно не урегулированы». Сделать это предлагал еще зимой депутат Госдумы Михаил Шеремет.
По его мнению, необходимо на законодательном уровне решить вопрос с ЧВК «Вагнер», принять необходимые законы, чтобы социально защитить бойцов компании, уравнять их с военнослужащими российской армии в части получения государственных наград, льгот и пенсий. Льготы должны распространяться на семьи вагнеровцев и т. д. Сами бойцы должны получать статус ветерана боевых действий, также как военнослужащие ВС РФ и добровольцы.
Нельзя сказать, что в Кремле не слышат этих мнений. Власть ищет компромиссы. Так, в марте президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий уголовные наказания за дискредитацию участников спецоперации (СВО), в том числе участников добровольческих формирований. Закон распространяется и на ЧВК «Вагнер», уточнил пресс-секретарь главы государства РФ Дмитрий Песков.
Решается вопрос и с соцгарантиям. Власти Ленинградской области уже приравняли бойцов частных военных компаний к военнослужащим Вооруженных сил. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко запросил списки ленинградцев, которые сражались в рядах «Вагнера». Им положены меры поддержки от региона.
Бойцы ЧВК «Вагнер» теперь имеют право и на удостоверения ветеранов боевых действий.
Раньше вернувшиеся из СВО бойцы испытывали сложности с получением таких документов. Основной причиной было то, что многие нюансы не были прописаны в законодательстве.
Но все равно складывается впечатление какой-то не сложившейся в один узор мозаики. Цельности не хватает. Там подлатали, здесь, но правовые прорехи остаются.
— На сегодняшний день необходимость закона о ЧВК назрела и перезрела, — уверен адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский. — ЧВК есть, они действуют и показывают свою эффективность. Мы видим это прямо сейчас в зоне СВО. И поэтому законодательное регулирование их деятельности необходимо независимо от того, нравятся такие структуры кому-то или нет.
Да, вопрос сложный, но это не значит, что его невозможно решать. Вообще неправильно, когда группа вооруженных людей существует вне правового поля.
Такой же точки зрения придерживается и замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:
— Военная структура, которая юридически не существует — нонсенс. Закон надо было принять еще позавчера. Странно, что этого не сделали.
Действительно странно, ведь когда власти хотят, депутаты принимают законы очень быстро. Порой сразу проводят два слушания…
Не так давно на окраине станицы Бакинской в Краснодарском крае появилась кладбище, здесь хоронят павших в боях «вагнеровцев». Тех, кто написал завещание, что хочет быть похоронен именно здесь, а также сироты. Покоятся тут и тела, которые по разным причинам не стали забирать родственники.
Могил десятки, на них венки с красными звездами. Наверное, в последнее время могил прибавится. Где-то установлены кресты, где-то столбики с полумесяцем. В будущем Евгений Пригожин намерен открыть в этом местечке мемориал.
Павшим «вагнеровцам» уже нет дела о спорах, которые ведутся по поводу закона о ЧВК. Они честно исполнили свой воинский долг — кто в Сирии, кто в Ливии, кто на Украине, сражались и погибли не только деньги — за Родину.