«Будет три года перемирия, два года конфликта — и снова все повторится»
Бывший президент, бывший премьер, а ныне заместитель Путина в Совете безопасности РФ Дмитрий Медведев уже давно специализируется не столько на серьезных политических заявлениях, сколько на «кричалках и страшилках» в духе, например, следующей «успокаивающей мысли»: «Если Запад даст Украине ядерное оружие, России нужно будет наносить превентивный удар».
Но из любого правила есть исключение.
Новости партнеров
Вот заявление Дмитрия Анатольевича, которое он сделал в ходе своего визита во Вьетнам: « «Этот конфликт очень надолго. Это все на десятилетия, наверное. Это новая реальность, новые условия жизни», — сказал Медведев. Он убежден, что при нынешнем режиме «будет три года перемирия, два года конфликта — и снова все повторится».
Не самый радостный прогноз — не самый радостный, но все более часто встречающийся в умозаключениях серьезных экспертов.
Василий Кашин из Высшей школы экономики в статье в журнале «Россия в глобальной политике»: «Если Россия не сможет занять и удержать в обозримом будущем крупные экономические центры Украины и лишить ее экономической жизнеспособности, можно будет констатировать, что российская попытка решения «украинской проблемы» так же не удалась, как и американская попытка решения «российской проблемы».
«Анти-Россия» в таком случае продолжит существование. Ее ресурсы будут основательно подорваны СВО, разрушением экономики, потерей территорий и эмиграцией значительной части населения. Тем не менее, Украина станет главной проблемой российской внешней политики на десятилетия вперед, как Пакистан стал вечной проблемой для Индии».
Тревожная аналогия — гораздо более тревожная, чем, например, аналогия с конфликтом между Арменией и Азербайджаном. Этот долго тлевший и ярко вспыхнувший в 1988 году конфликт завершается (или, сформулирую это так, переходит в менее выраженную форму) как раз в эти дни.
Армения официально смирилась со своим поражением и отказалась от всех своих прежних претензий. Азербайджан, напротив, добился практически всех своих целей. А вот конфликт между Индией и Пакистаном, напротив, длится с самого момента основания этих государств на обломках британской колониальной империи в 1947 году. И ему по-прежнему не видно конца и края. Но при всей тревожности сравнения отношений России и Украины с отношениями Индии и Пакистана, даже такое сравнение не отражает всей сложности ситуации, с которой столкнулась (и еще долго будет сталкиваться) наша страна.
Конфликт с Пакистаном не блокирует для Индии возможность развития экономических связей со значительной частью самых мощных в этом плане государств мира. Индо-пакистанские войны проходят в форме краткосрочных военных конфликтов.
Новости партнеров
Вторая Индо-пакистанская война длилась с августа по сентябрь 1965 года, третья — всего 14 дней в декабре 1971 года. Кроме того, по-настоящему крупных военных столкновений между Индией и Пакистаном на данный момент не было аж с 1999 года. По меркам современных российско-украинских отношений это целая вечность. Думаю, что стоит признать: любые аналогии между нынешними событиями на Украине и событиями в других странах и в другие времена хромают на обе ноги. Мы «в неизведанных водах», и преодолевать эти «неизведанные геополитические водные просторы» всем участникам конфликта придется без надежных карт и навигационных устройств.
Недавно Дмитрий Песков проявил крайне редкую по нынешним временам солидарность с западным видением ситуации и заявил, что Россия против «замораживания конфликта на Украине». Вот что, по мнению Василия Кашина, стоит за такой позицией: «Обе стороны ожидают масштабной эскалации боевых действий весной-летом 2023 года. США надеются, что украинский успех позволит подойти к переговорам с более сильными позициями. В случае своей победы Россия имеет основания рассчитывать на надлом Украины и установление контроля над значительными новыми территориями…
Если военная кампания весны-лета сложится для Россия неудачно, она, скорее всего, пойдет на дополнительные шаги по мобилизации населения и экономики».
Иными словами, замораживание конфликта на Украине «на десятилетия» пока еще окончательно не предопределено. Не предопределено — но очень возможно. К этому прогнозу Дмитрия Медведева стоит относиться со всем уважением и со всей серьезностью.