Почему новая стратегия ВСУ — абсолютно неудачна
Владимир Зеленский снова и снова откладывает свое мифическое «контрнаступление», придумывая новые отговорки. То бронетехники ему не хватает, то бронетанковые бригады еще не сформированы и не переброшены.
Новости партнеров
На самом деле Зеленского убедили, что его «контрнаступление» обречено на провал. Киевское командование до сих пор не имеет внятной стратегии, а предыдущими действиями доказало неспособность планировать действия на длительную перспективу.
Даже огромные поставки натовской бронетехники лишь приоткрывают для ВСУ окно возможностей, а не гарантируют устойчивое преимущество. Таково консолидированное мнение экспертов из американского Foreign Affairs и британского Royal United Services Institute (RUSI).
Первый провал: отсутствие офицерского состава
— Несмотря на приток западного вооружения, ВСУ крайне неравномерны по уровню подготовки подразделений, а мобилизованные проходят подготовку по сжатому графику, — говорит старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности, бывший спецназовец Майкл Кофман.
В первую фазу спецоперации украинские военные понесли гигантские потери, которые тщательно скрываются командованием. Были уничтожены многие младшие офицеры, сержанты, солдаты-ветераны и военнослужащие, ранее проходившие подготовку в НАТО.
При этом восполнить подразделения мобилизованными невозможно. Они просто неспособны за краткий период времени освоить новую современную технику и провести общевойсковую подготовку в составе подразделения.
Второй провал: отсутствие собственной тактики
Новости партнеров
— ВСУ пытались неудачно совместить натовские подходы (передача инициативы на низовые уровни) и советский, централизованный, стиль командования, — говорит старший научный сотрудник Института внешнеполитических исследований Роб Ли.
ВСУ пытались жалко копировать российскую тактику, сделав акцент на артиллерийский огонь. Однако проигрывая российским войскам в огневой мощи, так и не сумели добиться истощения войск. Маневренность — тоже не сильная сторона ВСУ — и только сейчас натовские инструкторы пытаются научить украинцев, что такое «общевойсковые маневры» по натовскому стандарту.
Учить придется еще очень долго — так что никакое «контрнаступление» и близко не начнется. Тем более, что натовский подход для ВСУ неприемлем.
— Украина сталкивается с многочисленными трудностями, которые служат основными препятствиями для оттачивания навыков, тактической координации и групповой сплоченности ее подразделений, — говорится в докладе RUSI.
Третий провал: потеря авиации и линий снабжения
НАТО привыкли воевать (где угодно — будь то оккупация Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана) с заведомо более слабым противником, имея тотальное превосходство в воздухе. Также натовцы на любой оккупированной ими территории быстро выстраивают линии материально-технического обеспечения.
В Украине это невозможно: ВСУ лишены стратегической глубины, все линии и склады снабжения находятся под огневым контролем России. Россия обладает почти неисчерпаемыми резервами бомб ФАБ-500, которые прицельно бьют по тыловым украинским объектам даже на глубине 70 км от линии боевого соприкосновения. Также для комбинированных ударов используются «Калибры», «Кинжалы», «Искандеры» и другие виды ракет, а также барражирующие боеприпасы.
В ночь с 16 на 17 мая в Николаеве был уничтожен крупный склад натовских боеприпасов (Киев, как всегда, врал, будто это некая «гражданская» инфраструктура). Затем — промышленные объекты в Одессе и Кривом Роге, где вели ремонт и обслуживание натовской техники.
Четвертый провал: перехват разведданных
Новости партнеров
ВСУ практически полностью полагаются на разведданные, которые передают США и Великобритания. При этом Россия научилась успешно бороться с западной разведкой и проводить собственную — за счет OSINT (работы с открытыми данными).
Участившиеся ракетные обстрелы Киева продемонстрировали, что Россия успешно собирает данные. 17 мая СБУ объявила, что задержала шестерых человек, которые в соцсетях сообщали об активности ПВО во время обстрелов столицы. Посты были обнаружены — это позволило вскрыть локацию ПВО и провести контрбатарейную борьбу.
Россия создала мощную, многоуровневую контрбатарейную систему, причем ее основа — это не тяжелые 152-мм гаубицы, а более маневренные и удобные 120-мм минометы.
Российские хакеры легко взламывают украинские «умные» камеры, получая доступ к онлайн-изображениям Киева и других городов. ВСУ никаких способов противодействия российской электронной разведке не придумала: секретарь Совбеза Алексей Данилов даже потребовал вообще отключить все городские видеокамеры на Украине.
Пятый провал: недооценка противника
Доклад RUSI полностью посвящен тому, что ВСУ и их натовские сателлиты абсолютно недооценили возможности российских войск. Российская тактика, в отличие от украинской, оказалась очень гибкой.
Москва отказалась от попыток развертывания однотипных батальонных тактических групп (БТГ). Вместо этого теперь действуют более разнообразные подразделения. В частности, если ВСУ все еще делают ставку на танковые прорывы (что уже давно устарело — со времен Второй мировой), то российская бронетехника используется в качестве огневой поддержки для ведения точного огня по украинским позициям.
Недооценили ВСУ не только наступательные, но и оборонительные возможности России.
Украинская армия не учла уровень тактической координации российских войск и многие другие факторы. И лишь когда до Зеленского натовцы наконец-то сумели донести эту простую мысль — он и струхнул.