Можно было бы сказать, что расстрел русских вертолётов и самолётов в Брянской области стал шоком. Да, враг оказался сильнее, чем мы ожидали. Сейчас важно быстро понять собственные ошибки, исправить их и опередить врага. О том, как сломать новую систему обороны ВСУ, телеканалу «Царьград» рассказал военный эксперт Алексей Леонков.
13 мая русская авиация лишилась девяти лётчиков. Их убили в родном небе украинские солдаты. Были поражены два вертолёта Ми-8 и самолёты Су-34 и Су-35. Судя по затяжному молчанию Министерства обороны России, подобного развития событий не ожидал никто.
Новости партнеров
Официальная версия произошедшего до сих пор не озвучена. Однако причиной гибели русских лётчиков могла стать украинская диверсионная группа. И тут вспоминается относительно недавняя вылазка коллаборантов в приграничные сёла Брянской области. Спустя несколько дней у боевиков получилось повторить вояж. И всё это происходило на участках, что отделяют Россию от ожесточенно воюющей с ней и всем русским Украиной.
Что же всё-таки случилось 13 мая в небе над Россией. Что нужно сделать для того, чтобы подобное больше не повторилось?
– Уничтожение целой русской авиагруппы стало возможным благодаря тому, что противник выстроил совершенно отличную от нашей систему противовоздушной обороны – интегрированную, как её называют на Западе. Что, в свою очередь, даёт нам повод предположить, что обучили ей украинцев всё те же западные партнёры, — говорит Алексей Леонков.
– В чём её особенность?
– Эта система основана на едином информационном пространстве, к которому могут присоединяться различные пусковые установки зенитных управляемых ракет. В ней могут работать операторы ПЗРК, различные радиолокационные и дополнительные средства воздушной и космической разведки. И вся эта коллаборация даёт максимально полные данные об обстановке в воздухе не только на территории Украины, но и на территории России.
Их анализируют несколько центров – обрабатывают и выдают рекомендации для войск. Там постоянно занимаются моделированием и выработкой решений, как бороться с нашими ракетами и беспилотниками, оценивают эффективность применения нами боевой авиации.
То, что произошло в небе под Брянском, может быть их ответом на операции, которые мы несколько раз проводили. То есть когда под прикрытием двух вертолётов комплексом РЭБ (радиоэлектронной борьбы – ред.) действовали наши самолёты, которые должны выполнять определённые задачи – что-то уничтожать, что-то запускать.
Новости партнеров
Уязвимость наших вертолётов также объясняется применением украинцами новых технологий. Так, русские РЭБ-вертолёты, по сути, неуязвимы для зенитно-управляемых ракет с традиционными головками самонаведения, но не для новых, с головками с инфракрасным наведением или комбинированными, работающими одновременно и в ИК, и в УФ (инфракрасном и ультрафиолетовом) диапазонах. Против них наши винтокрылые машины бессильны.
– А какую роль сыграла ДРГ?
– Думаю, была разыграна целая спецоперация. Они воспользовались тем, что наши вертолёты подошли близко к линии боевого соприкосновения, то есть пытались осуществить прикрытие на дальности в 150 километров, «за ленточкой» наших самолётов. Противник выдвинул диверсионно-разведывательную группу, оснащённую комплексами ПЗРК.
Вертолёты сбивались на низкой высоте, 500-600 метров, не больше. Для ПЗРК это лучший диапазон. И, чтобы наверняка, – по две ракеты на вертолёт, чтобы не оставить шансов. У Ми-8 нет средств катапультирования.
– Этому есть какие-то подтверждения?
– Думаю, удар мог проводиться практически в упор. ДРГ быстро сбила машины и тут же ушла, забрав с собой ПЗРК, чтобы невозможно было определить, из чего их сбили. Возможно, что стреляли из «Стингера» (американский переносной зенитно-ракетный комплекс) или из чего-то подобного. И такой формат позволил диверсантам быть мобильными.
– А самолёты?
– Самолёты «положили» уже из более серьёзной техники – возможно, из NASAMS. При этом делали это из засады, как и раньше. Просто раньше наши машины подбивали над территорией Украины, а не России. А так почерк узнаваем: работа из засады эффективна тем, что бортовой комплекс обороны наших боевых самолётов не успевал среагировать на потенциальную опасность.
Новости партнеров
– Как нам нужно действовать, чтобы подобные трагедии более не повторялись?
– Эту интегрированную оборону надо вскрывать и уничтожать. И ещё нужно понимать, что у наших южных границ летают всякие «Аваксы» (AWACS– Airborne Warning and Control System, американский комплекс авиационной разведки) и RC-135 (американский самолёт-разведчик). Они с высоты в 10 км могут обозревать зону в 400–500 км, а то и больше. Также они летают над территорией Польши и Словакии.
Чтобы такого не происходило, нужно, чтобы в воздухе несли постоянное боевое дежурство А-50 (российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления – прим. ред.) и дежурные пары Су-35. То есть нужно создавать группировку быстрого реагирования. Но это всё – работа со следствием, а нужно бить по причине.
– И в чём причина?
– Вышеназванная система интегрированной обороны, которую нужно вскрывать и уничтожать. Её ключевыми элементами являются дальние радиолокационные станции (РЛС). Раньше это были РЛС от комплексов С-300, сейчас такую роль играют РЛС комплексов Patriot. В борьбе с системой следует использовать методику совместного применения беспилотников и самолётов тактической авиации.
И делать обманки: например подобия боевых самолётов из крылатых ракет, несущих боевые заряды. Чтобы те летали и провоцировали эту интегрированную систему ПВО на боевую работу. Что следует засекать и мгновенно посылать «ответку».
Должна быть координация одновременной работы воздушной и космической разведок, быстрая оперативная передача данных непосредственно носителям средств уничтожения. Противник проводит тактические приёмы, нам нужно проводить контртактические приёмы. Это постоянный мозговой штурм, постоянная работа боевых штабов. Причём штабы должны работать на опережение, как экспертно-аналитические центры. В принятии упреждающих решений противник нас пока опережает…
Что с того?
Вся отечественная история показывает, что нам не впервой отставать, а потом в последний момент догонять. Особенно в военной сфере. Достаточно вспомнить хрестоматийное от Левши:
«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог война, они стрелять не годятся…»
Причём нагоняем нередко мы уже тогда, когда драка завязалась и идёт ожесточенно, полным кровавым ходом, за что получаем больно и сильно. Но собираемся и даём сдачи.
Сейчас, когда на Украине Россия воюет со всем антихристовым новым мировым порядком, нам допустим только первый вариант. Только Победа. Поэтому нужно собраться и дать достойный ответ – других вариантов просто нет.