В гибели вертолетов и самолетов ВКС на Брянщине виновен исключительно Запад
Недавние поставки на Украину из Англии крылатых ракет большой дальности воздушного базирования Storm Shadow ставят перед нашей авиацией в зоне СВО новые задачи по уничтожению их носителей — самолетов противника. Иначе ВСУ получат возможность наносить удары по нашим войскам на расстоянии 250 км. Но мало кто говорит о том, что еще раньше США, Англия и объединенный Запад отправили киевскому режиму тысячи различных ЗРК дальнего, среднего, ближнего радиуса действия и переносных ПЗРК. Это оружие, по замыслу противника, должно было лишить российскую военную авиацию преимущества в воздухе. Но не лишило. Более того, наша авиация сейчас господствует в небе. Как этого удалось достичь и о чем говорит наработанный ВКС боевой опыт?
Поддержка из космоса
Новости партнеров
В первые дни спецоперации авиация ВКС наносила удары по аэродромам, складам горючего и боеприпасов, инфраструктуре наземных войск и ПВО противника. Была уничтожена большая часть радиолокационных станций и зенитно-ракетных комплексов, различных по характеристикам и модификациям. Это децентрализовало управление ПВО Украины, лишило ее возможности действовать, как единая боевая система, адекватно реагировать на угрозы.
Одновременно была выведена из строя большая часть военных аэродромов (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, склады вооружения и ГСМ). Уничтожена на земле и в воздухе как минимум половина украинской авиации, нанесено поражение штабам и ведущим командным пунктам, основным центрам боевого управления, пунктам наведения и целеуказания. ВВС-ПВО Украины не смогли противостоять нашим действиям, осуществив организованную противовоздушную оборону своих военных и промышленных объектов. В результате вынуждены были перейти к одиночным вылетам уцелевшей боевой авиации и засадным действиям своих зенитно-ракетных комплексов.
Удивительно, но даже сами западные аналитики довольно трезво оценивают сложившуюся обстановку в зоне СВО и не делают больших ставок на то, что поставки Украине новых видов ВВТ кардинально изменят ситуацию. «Обилие западного оружия и техники в руках украинских военных не дает их войскам никакого преимущества», — так оценивает обстановку в зоне СВО старший научный сотрудник Центра политики безопасности Йорктаунского института Стивен Брайе. Осложняет проблему также логистика поставок запчастей к технике.
Но дело еще в том, что для ее обслуживания необходимы хорошо подготовленные специалисты. А их в рядах ВСУ крайне мало. Большой вопрос с получением людского армейского резерва. На фронт все чаще попадают плохо подготовленные бойцы, которых буквально выдернули из дома, с работы или просто с улицы. Они не мотивированы ничем, кроме страха оказаться за решеткой из-за нежелания служить в ВСУ. И в течение нескольких месяцев эту задачу не решить.
Однако натовцы и управляемые ими ВСУ не сидят, сложа руки. Сегодня они сменили тактику действий, перешли на качественно новый уровень противостояния. Вместо уничтоженных радиолокационных станций, узлов связи и командных пунктов ВСУ натовцы взяли на себя миссию создания разведывательно-информационной системы контроля воздушной обстановки. Сегодня самолеты ДРЛО АВАКС круглосуточно несут боевое дежурство в воздухе вдоль границы с Украиной, летая над Польшей и Румынией. Задействованы тяжелые разведывательные беспилотники, разведывательные спутники, средства навигации и радиоперехвата. С их помощью вскрывается наша система ПВО и действия нашей авиации. Эти данные после соответствующей обработки в реальном масштабе времени сразу передаются на командные пункты ВСУ, передвижные боевые расчеты ПЗРК, вплоть до боевого стрелка включительно.
Фактически киевский режим получил от американцев устойчивую и мощную ударную разведывательно-информационную систему противовоздушной обороны. Стоит нашему самолету оторвать переднюю стойку шасси от ВПП, как американские АВАКСЫ, беспилотники, разведывательные спутники уже передают готовую информацию на командные центры США о взлете российских самолетов. С этих КП она сразу по автоматизированным системам тут же попадает в каналы боевого управления укронацистов. Автоматизированная ударная разведывательно-информационная система объединяет украинские командные центры, пункты боевого управления, боевые расчеты ПЗРК, является основой управления боевой работой всей украинской авиации и ПВО. И с этим нельзя не считаться.
Более того. Американцы скрытно перебросили часть своей авиации и партнеров по НАТО на территорию других государств — в Болгарию, Румынию, Польшу. В общей сложности были переброшены сотни самолетов и вертолетов.
Новости партнеров
Действия ВСУ облегчало еще то, что украинская ПВО была вооружена теми же комплексами оружия и средствами обнаружения, что и российская. Она имела те же алгоритмы боевой работы, ту же тактику боевого применения, ту же военную школу ведения противовоздушной борьбы. Поэтому украинское командование знало сильные и слабые стороны российской авиации и наших зенитно-ракетных систем ПВО. Но сейчас, повторим, киевский режим опирается на огромную разведывательно-информационную и техническую поддержку США, Англии и натовского альянса.
Наемники в небе
ВСУ также провели ревизию имеющегося у него на хранении обширного парка самолетов (более 1000 ед.), выработавших свой ресурс и неисправных. Наиболее ремонтопригодные были скрытно перевезены в авиаремонтные предприятия Польши, Болгарии, где местные авиационные специалисты занялись их восстановлением, используя ремкомплекты советской авиатехники, оставшихся со времен Варшавского договора. В общей сложности были восстановлены сотни вертолетов и самолетов типа МиГ-29 и Су-25. Из них восемь МиГ-29МУ1 и один МиГ-МУ2 уже прошли модернизацию на территории Украины под американскую противорадиолокационную ракету AGM-88 HARM, которые США поставили Украине в августе 2022 года. Их попытались использовать против российских ЗРК (РЛС обзора и наведения). Но как оказалось, российские современные ЗРК даже малой дальности успешно перехватывают и сбивают противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM.
Напомним: самонаводящаяся ракета AGM-88 HARM принята на вооружение в США еще в 1983 году и предназначалась для поражения работающих на излучение антенн РЛС ЗРК и РАК. Особенностью ракеты HARM является ее способность автоматически менять цель в процессе полета. Если РЛС-цель, которую головка самонаведения ракеты сопровождает, прекращает работу, то начинается поиск следующей цели. При этом ракета сохраняет траекторию полета к первой цели, чтобы в случае, если другая цель не найдена, поразить первую по сохранившимся до ее включения координатам. Она менее уязвима для традиционных видов помех. Последние модификации AGM-88 HARM предназначены для поражения РЛС со сменой рабочих частот, а боеголовка несет более 60 кг взрывчатки.
В ВВС Украины после модернизации и восстановления находилось 27 самолетов типа МиГ-29 и Су-25. Вот только кто будет летать на них? Еще за полгода до начала специальной военной операции, по словам представителя командования Воздушных сил ВСУ Олега Гаврилко, «за два крайних года из ВСУ уволилось (досрочно) около 140 лиц летного состава. В этом году, добавил он, планируют ещё более 40 человек уволиться». А это — половина выпуска единственного в стране профильного военного вуза — Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба.
Подтверждает столь плачевное состояние и американский журнал Forbes. По его данным, только в 2019 году по тем же причинам контракты с ВСУ по собственной инициативе разорвало столько военных пилотов и штурманов, что из них можно было составить до 70 летных экипажей. Обнищавшие, редко летавшие по причине отсутствия авиакеросина, украинские пилоты в мирное время из воинского строя просто бежали в более «денежные» страны и ведомства. Не удивительно, что в настоящее время ВВС Украины в среднем совершают не более 20 самолето-вылетов в день. Это в разы меньше, чем наши летчики.
Есть правда одно «но». На украинских боевых самолетах с бандеровскими «тризубами» на фюзеляжах начали летать иностранные наемники. Так недавно стало известно, что под Донецком погиб шведский летчик-лейтенант, прежде проходивший службу пилотом на авиабазе «Эрна» королевских ВВС под городом Упсала. По некоторым данным, он стал одним из сотен шведских военных, которые отправились «оказывать помощь Украине» за деньги в качестве наемника.
8 июля 2022 года на фрагментах сбитого на Украине вертолета типа Ми-8 был обнаружен натовский пилотский тактический шлем HGU-56/P ABH. Еще раньше украинские интернет-каналы рассказали, что погиб иностранный пилот-наемник на Донбассе. Он являлся гражданином одной из прибалтийских стран и считался одним из самых опытных в украинских ВВС. Летал на штурмовике Су-25, но первый же боевой вылет на штурмовку наземных российских войск стал для него последним — сбит нашей ПВО.
Новости партнеров
Новая тактика ВСУ Украины
Что касается зенитно-ракетных войск Украины, то после больших потерь они перешли в режим «засадных действий». Теперь воздушную и наземную обстановку, как мы уже сказали, отслеживают американские средства воздушного наблюдения. После взлета наших самолетов целеуказание по ним немедленно выдается украинским ЗРК, которые находятся в боевой готовности: азимут, высота, скорость, дальность, тип цели. Когда наш самолет появляется непосредственно в зоне досягаемости средств ПВО, включаются в работу ЗРК ПВО ВСУ.
Именно так скорее всего и происходила атака на самолеты Су-34 и Су-35, а также два вертолета Ми-8 в Брянской области 13 мая.
Подчеркнем: включение РЛС происходит лишь на короткий промежуток времени для поиска цели и выполнения пуска ракет. После чего расчеты ЗРК сворачиваются и покидают район пуска ракет. Поэтому их обнаружение до момента включения РЛС практически невозможно. К тому же позиции таких «засад» тщательно маскируются, защищаются подразделениями охраны и прикрытия. Такая тактика резко снизила наши возможности по обнаружению украинских средств ПВО.
Командование ВСУ имеет полную информацию о перемещениях наших самолетов в воздухе и им совершенно необязательно разворачивать свои ЗРК, например, «Бук» или С-300 в районе Донбасса. Поэтому они рассредоточиваются по всей территории Украины, в местах возможных перехватов наших ударных самолетов над стратегическими и оперативно- тактическими объектами. В частности, в районе Центров принятия решений командованием ВСУ, промышленных объектов ВПК, аэродромов, учебных полигонов и центров обучения военного персонала ВСУ. А также прикрывают мосты, железнодорожные коммуникации, переправы и лагеря нацистов, иностранных наемников, склады ГСМ и боеприпасов. Несмотря на это по ним успешно работают наши штурмовики и боевые вертолеты даже в оперативно-тактической глубине.
Основная причина затянувшейся борьбы с украинской ПВО заключается в том, что мы воюем не против вооруженных сил Украины, а против самых мощных военных держав — США, Англии и натовского альянса, которые всеми имеющимися в их распоряжении ресурсами поддерживают и обеспечивают Киевский режим вооружением, военной техникой и военными специалистами.
Комплексная задача
Каковы же сегодня особенности борьбы ВКС с украинской ПВО? Надо понимать, что противодействие интегрированной украино-англо-американской ПВО — сложная задача, которая может решаться только комплексом мероприятий во взаимодействии с наземными силами и средствами. Прежде всего, авиационно-космической разведкой с применением самолетов ДРЛО, РЭБ, БПЛА и разведывательных спутников, агентурной разведкой, другими видами разведок и войсковых разведывательных рейдов в глубину территории врага. При этом боевой алгоритм от поиска, обнаружения украинского ЗРК до нанесения удара по нему должен идти с опережением действий противника. Занимать минимальное время на принятие решения, атаку и выполнение энергичного маневра от цели с отстрелом с АСО (автомата сброса отражателей) ППИ-26 и ППИ-50 (пиропатронов инфракрасных).
Украинский ТВД — это редкие, узкие лесополосы, степи, овраги и лощины с перехлестом лесополос и кустарников. Отсюда — соответствующая плотность украинской обороны, рассредоточенность сети больших и переносных ЗРК ПВО. Все эти факторы требуют от наших летчиков также решения сложных задач навигации, применения нестандартных тактических приемов и способов боевых действий. Но в силу объективных причин наши лётчики далеко не всегда могут быть определяющим инструментом уничтожения таких сил противника, отдавая эту роль, бесспорно, нашей артиллерии и ракетным войскам. Подобная тактика, как и взаимодействие всех родов войск, приносит успех. По последним данным с момента начала СВО уничтожено более 314 украинских зенитных ракетных комплексов различных типов.
В условиях боевых действий противник пытается использовать любую нашу ошибку. Поэтому необходимо комплексно и ответственно относиться к вопросам обучения и боевого слаживания летных экипажей, боевых расчетов, пунктов управления ЗРК ПВО и КП руководства войсками. Это позволит и впредь удерживать завоеванное нами стратегическое господство в воздухе, не смотря на новую тактику и новые виды поступающего натовского вооружения.
Если же говорить о дальнейших задачах, то нам уже не обойтись без:
— уничтожения системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией и войсками противника «АВАКС» и БПЛА;
— разрушения железнодорожных мостов и крупных железнодорожных узлов;
— нанесения ударов по мостам, узким участкам автомагистралей, портам, линиям электропередач, узлам связи, административным и командным центрам управления войсками;
— ударам по подземным и фортификационным сооружениям с использованием бетонобойных бомб — ФАБ-3000.
Не будет транспортных магистралей подвоза (доставки) — не станет иностранных легионеров, мобилизационных резервов и военных грузов; не будет железнодорожных узлов мостов — не станет снарядов и топлива; не будет электричества — встанут ремонтные заводы, начнутся перебои в системе управления, наступит хаос.
Если противник пошел на эскалацию конфликта, выклянчив у НАТО крылатые ракеты большой дальности воздушного базирования Storm Shadow, то он ее должен получить не только на передовой, но и у себя в тылу. И тут роль наших ВКС трудно переоценить.
Авторы:
Игорь Семенченко — генерал-майор авиации, ведущий советник Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (2003−2013)
Олег Фаличев — военный обозреватель