Владимир Путин объявил о размещении тактического ядерного оружия (ТЯО) на территории Белоруссии, что должно стать ответом на действия Лондона — заместитель министра обороны Великобритании Аннабель Голди 21 марта заявила о намерении поставить Украине боеприпасы с обедненным ураном. Президент РФ также отметил, что размещение ТЯО на территории соседней страны — это то же самое, чем занимаются США десятилетиями. Однако, как считают эксперты, в первую очередь это станет ответом даже не Лондону или Вашингтону, а Польше. Изменит ли эта мера баланс сил?..
Уже в июле 2023 года на территории Белоруссии должно появиться тактическое ядерное оружие. Как страны Европы и государства-члены НАТО находятся в орбите США, так и Белоруссия находится в орбите России, поэтому такой шаг является не столько чисто военным, сколько военно-политическим, считают эксперты. Во-первых, это демонстрирует намерение РФ защищать Белоруссию от посягательств со стороны коллективного Запада, тем более сам президент Белоруссии Александр Лукашенко давно заявлял, что просил у Москвы ядерное оружие. Однако, конечно, управлять им будут все еще из Кремля.
Новости партнеров
Тактическое ядерное оружие отличается от стратегического в первую очередь назначением — в отличие от стратегического, оно не сможет ровнять целые города с землей, а направлено на уничтожение защищенных объектов, «вскрытие» бункеров, линий обороны противника, поражение небольших групп войск. Вместе с тем, ТЯО не может преодолевать огромные пространства и призвано «остужать головы» политиков близлежащих стран. Эксперты считают, что это, прежде всего, Польша с ее неуемными амбициями.
«Это происходит в ответ на угрозу НАТО, на приближение войск альянса к нашей границе, границе Белоруссии, а также на все заявления Польши, которая периодически заявляет, что она готова вступить в конфликт, то есть это ответ и на польскую угрозу Белоруссии», — объясняет военный эксперт Владислав Шурыгин.
Тактическое оружие, конечно, не грозит Штатам, но грозит их странам-сателлитам, и если, например, та же Польша предпримет попытки массированного ввода войск на Украину, то Россия в соответствии со своей доктриной может применить тактическое ядерное оружие с целью недопущения этого сценария. Но в оценке того, меняет ли это расклад сил, эксперты разошлись. С одной стороны, в локальном масштабе, условно говоря, стран Европы, это, конечно, может изменить баланс. Как считает Владислав Шурыгин, одно дело, когда планируются боевые действия против оппонента, у которого на территории нет ядерного оружия, и совершенно другая ситуация — когда это оружие есть.
«Очевидно, что любое нападение со стороны НАТО — а Польша в этом случае и есть страна НАТО — будет предполагать ядерный ответ, а это прекращает делать вечер томным», — говорит эксперт.
С другой стороны, в глобальном масштабе ТЯО не сыграет особой роли, потому что Западу это не грозит и он может продолжать чужими руками провоцировать Россию и Белоруссию. Как напоминает военный эксперт Владимир Евсеев, Запад говорит, что у него и так есть ядерное оружие, и ничем отвечать не собирается. Конечно, США могут попробовать начать размещать ядерные силы в Польше — ничего исключать в данной ситуации нельзя, но пока на официальном уровне говорится, что это ничем не грозит.
Опять же, возможно, тактическое вооружение станет сигналом для Финляндии, которая рвется в НАТО, ведь если Финляндия вступает в НАТО, соответственно, автоматически получает обязанность в случае необходимости принимать на своей территории ядерное оружие. И в этом случае она автоматически становится потенциальной целью. Но оружие в Белоруссии — это не то, что грозит Финляндии, для нее у нас вполне хватает Ленинградского военного округа, считает Владислав Шурыгин.
«Тактическое оружие — это в данном случае всего лишь показатель того, что Белоруссия находится вместе с Россией, грубо говоря, в одном окопе, что Россия будет гарантировать безопасность Белоруссии, независимо от того, что будет планировать или делать коллективный Запад. То есть это не оружие, которое может повлиять на ландшафт геополитической борьбы. Воспринимать тактическое ядерное оружие как нечто, что может поменять исход сражения, это не совсем верно с точки зрения современных образцов военной техники», — резюмирует военный эксперт Владимир Орлов.