ГлавноеАналитикаОлигархам — лопаты в руки и рыть окопы. Вслед за «Газпромом»

Олигархам — лопаты в руки и рыть окопы. Вслед за «Газпромом»

Опубликовано

АВТОР: None

Должно ли государство обязать ведущие частные компании страны финансировать строительство военных объектов?

Аэродром Левашово под Петербургом, открывшийся в декабре после реконструкции, станет новым пунктом базирования российской морской авиации. Это позволит нейтрализовать угрозы, вызванные вступлением Финляндии и Швеции в НАТО.

А такие угрозы уже появились. После того, как на днях парламент в Хельсинки принял решение о членства в альянсе (формального подтверждения еще нет) американский самолёт-разведчик RC-135 River Joint начал курсировать вдоль границы Финляндии и России.

Новости партнеров

Однако, возможно, не появление еще одного крупного военного аэродрома в России — главное в этой истории. Главное — огромная и спешная оборонная стройка в Левашово профинансирована вовсе не Министерством обороны. А «Газпромом».

Наш газовый гигант был привлечен к восстановлению аэродрома морской авиации еще до начала СВО — в 2021 году. Владимир Путин поручил компании заключить с военным ведомством концессионное соглашение. Взамен госкорпорация получала право эксплуатировать объект совместно с военными.

Таким образом создан успешный прецедент сотрудничества крупного бизнеса и военных в интересах укрепления обороны страны. Сейчас эта схема может оказаться перспективной для развития военной инфраструктуры в зоне СВО и в других регионах России, периодически подвергающихся ударам со стороны ВСУ.

По данным группы «Вагнер», ВСУ накопили до 200 тысяч бойцов резервов и в ходе весеннего контрнаступления готовят удары не только под Артемовском, но и, вероятно, на Белгород, север ЛНР, а также на Мариуполь, Бердянск и Мелитополь, чтобы блокировать сухопутный коридор в Крым.

Для срыва планов противника многое уже сделано. Например, построена «засечная черта» в Белгородской области, которая обошлась региональному бюджету в 10 млрд рублей. Сообщалось о строительстве «линии Вагнера», «линии Суровикина» в степях Херсонщины, об укреплении Крыма.

Тем не менее, потребность в разного рода военных объектах, оборонительных сооружениях и сейчас, и в будущем огромна. Конца СВО пока не предвидится. Рассчитывать на тощий госбюджет, дефицит которого уже в феврале составил несколько триллионов рублей, особенно не приходится.

Тем более, что пополнять федеральный бюджет разовыми взносами бизнес совсем не торопится. Попытка правительства и лично Владимира Путина «по-семейному» убедить олигархов единовременно выплатить всего лишь 300 млрд рублей, кажется, успехом не увенчалась. «Жирные коты» торгуются.

Новости партнеров

Не имеет ли тогда смысл организовать партнерство Минобороны и крупного бизнеса по конкретным проектам, как в Левашово? Почему бы не заставить, допустим, «Роснефть», оплатить строительство линий обороны Крыма? Да, речь идет фактически о теневом оборонном бюджете России. Но ведь на кону судьба не только СВО, но и всей страны.

— Бизнес надо привлекать к военному строительству, к работе на свою страну, это хороший вариант — одобрил идею военный эксперт Константин Сивков.

По мнению замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, опыт взаимодействия Минобороны с крупным бизнесом следует распространить как можно шире.

— Это можно и нужно делать. Нет никаких аргументов против такого полезного сотрудничества.

— Разве не должен бизнес зарабатывать и платить налоги, а государство тратить эти деньги наиболее разумным образом? Это выглядит немного по-феодальному, своего рода военный налог натурой — явиться конно и оружно…

— Не вижу здесь ничего феодального. Коль скоро у нас существуют частные компании, которые прямо участвуют в боевых действиях за свою страну, то почему сотрудничество с государством в военной сфере для других экономических структур предосудительно?

— Государство раздает только ему присущие функции. В Госдуме уже завели речь о том, что бизнес должен содержать за свой счет ПВО, есть сведения, что скоро могут появиться корпоративные ЧВК, которые станут частными армиями…

— ЧВК в любом случае — это частные армии.

Новости партнеров

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев предлагает найти формы, интересные бизнесу.

— Сотрудничество бизнеса и Минобороны вполне уместно. Но надо понимать, что бизнес — это про доходы. Ожидать от него успешного сотрудничества в принудительном формате — мол, поддерживай, или налоговая придет — сложно. Стоит военным отвлечься, как бизнес тут же испарится.

Для того, чтобы бизнес финансировал те или иные военные нужды ему следует объяснить, в чем его выгода. Например, «Газпром» использует аэродром Левашово потому что понимает, что иначе, ему его никто не даст использовать. Так это работает не только в России, но и в других странах.

— Но если бизнесмены, например, в Крыму пожадничают участвовать в финансировании строительства линий обороны, они могут запросто лишиться своих активов, если анонсированное контрнаступление ВСУ состоится и будет успешным…

— Не всем это дано понять. Такая аргументация не сработала еще при взятии Константинополя турками. Тамошние бизнесмены решили, что они выживут и при турках, и в деньгах императору отказали. И Константинополь пал.

Но они не выжили, хотя и узнали об этом позже. Султан, завоевавший столицу Византии, оказался справедливым. Сказал: вы не давали денег своему императору, так я их у вас заберу, они вам не нужны. Так что у нас есть исторический аргумент для убеждения.

Пообещать бизнесу безопасность в обмен на финансирование строительства укреплений можно. Но в современной реальности даже при наличии укреплений можно лишиться активов из-за обстрелов, бомбежки и т. п. В обмен на свои деньги они потребуют полной, а не частичной безопасности.

А если сначала наобещать, а потом вдруг отвести войска, как в Херсоне — вы тут оставайтесь, а мы пошли — то это никуда не годится. Знаю, что оставление Херсона очень сильно подорвало доверие со стороны экономической элиты. Хотя военные соображения этого маневра понятны.

— Есть еще предложение депутата Картаполова крупным корпорациям завести свою ПВО. Также поговаривают о корпоративных ЧВК…

— Установки ПВО либо есть, и их хватает, чтобы прикрыть все нужные объекты, либо их нет. Передать их частному бизнесу и таким образом получить с него средства на производство новых установок? Тогда это про то, что в бюджете не хватает денег, а не про то, что ПВО должен заняться бизнес.

Что касается ЧВК, то в 1990-е годы многие крупные корпорации имели свои формирования бронетехники. Например, «ЛогоВАЗ», где я работал, охранял стоянки с автомобилями танками. А что за БМП давили депутатские машины в 1993-м? Они были не государственные.

В 2000-х мы навели порядок, чтоб частные компании не обладали собственными армиями. Но можно это все вернуть назад.

— Как по-вашему, поможет нам взаимодействие военных с бизнесом выдюжить груз СВО?

— Мы выдюжим и без этого. Но для того, чтобы победить, надо захотеть. Как только железные дороги Украины окажутся разбомбленными, тогда и будем обсуждать нужна ли нам частная ПВО под Воронежем.

svpressa.ru





«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин...

Юрий Котенок: «Орешник» — отличный замполит

Первая серия "Орешника" впечатлила и для зрителя была, конечно, увлекательной — огненный дождь с неба даже для укров стал чем-то вроде кино. Но за...

Песков: Россия не ставила в известность другие страны о пуске ракеты средней дальности «Орешник»

Россия не сообщала США и другим странам о запуске гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине, так как таких обязательств нет. Об этом...

Читайте также

Чем Трамп может угрожать России

План мирного завершения конфликта на Украине, представленный советниками Трампа, полон противоречий и совершенно неприемлем...

Как Кремль ответит на дальнобой

Пока Москву тестируют на прочность, дальнейший ход событий зависит от того, как будет пройден...

Внешнюю политику Трамп будет использовать для борьбы с главным врагом — внутренним

Анализ прошедших 10 дней с момента избрания президента США показывает, что первая пиар-атака команды...