Президент Центра системного анализа и прогнозирования, политолог и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» по поводу возможной защиты от атак диверсионных групп на приграничные с Украиной населенные пункты России.
При этом он напомнил, что совершенный в начале марта теракт в Брянской области произошел в селах, по околицам которых буквально проходит госграница.
Новости партнеров
«Соответственно, ворваться туда украинской ДРГ нет никаких проблем. В каждом селе невозможно держать гарнизон. Поэтому предотвратить подобного рода вторжения малых групп в несколько десятков человек невозможно. Не забывайте, что это они выбирают, когда и куда вторгнуться, а нам надо защищать все. Защитить же все и сразу тоже невозможно», — говорит собеседник издания.
В качестве частичной меры по предотвращению подобных набегов противника Ростислав Ищенко видит лишь создание системы раннего предупреждения.
«Это та самая вещь, о которой должна позаботиться военная разведка. Надо предугадывать планы противника и их соответствующим образом парировать. В этом, кстати, и заключается огромная сложность, ведь речь идет не о концентрации войск Украины с целью наступления вглубь России (что вскрыть относительно просто), а о небольших диверсионных группах. Ты не заметишь никаких признаков сосредоточения. Они пришли и ушли. Поэтому от таких набегов полностью застраховаться невозможно», — рассказывает политолог.
В качестве еще одного варианта он назвал вероятную организацию буферной зоны безопасности, подобно той, которую устроили турки в Сирии. Однако и в этом случае появляются проблемы.
«Тогда в два раза увеличится линия нашего фронта, а эту линию фронта кем-то надо будет удерживать. Поэтому пока работаем с тем, что есть», — констатировал Ищенко.
Он объяснил, почему не считает целесообразным минирование границ.
«Можно, конечно, закрыть границу различными заграждениями, техническими средствами и минированием, но представьте себе, сколько это будет по времени. Кроме того, это значит, что какой-нибудь случайный заяц либо сгорит на „сетке 100“, либо взорвет минное поле. А еще надо учитывать массовую контрабанду через украино-российскую границу. Сколько там подорвется людей? Я думаю, что едва ли не больше, чем сейчас гибнет на фронте. Поэтому не думаю, что надо минировать всю полосу границы», — выразил свое мнение эксперт.
Новости партнеров
Ростислав Ищенко также напомнил, что обычно на таких заграждениях и минных полях гибнут свои же простые люди, например, грибники, а вот знающий и подготовленный к диверсиям враг проходит всегда.
«Вот украинцы заминировали границу с Белоруссией, но я не слышал, чтобы пострадал хоть один белорус. А вот украинских военных и гражданских уже подорвалось более десятка», — констатировал Ищенко.