Беглоэмигранты и украинствующие брызжут змеиным ядом: рано радуетесь успешному визиту Си Цзиньпина! Китай, дескать, скоро откусит половину России и проведёт границу по Уралу, заселит Дальний Восток, превратит Россию в своего послушного вассала. Да и вписываться за нашу страну Пекин не станет – нет резона. К сожалению, многому из этой откровенной информационной мути люди верят. Почему в это верить не стоит.
Синофобия – привет из далёких 1960-х
Новости партнеров
Визит Си Цзиньпина в Москву стал поистине прорывным для русско-китайских отношений. Заключен целый пакет экономических соглашений, приняты совместные заявления по международным проблемам. Да и в целом сам факт показателен – именно к нам председатель КНР приехал в первую очередь после переизбрания. Для сравнения: первый визит после избрания президентом США Джо Байден совершил в Великобританию, Владимир Путин в далёком 2000 году направился в Минск.
Турне китайского лидера сопровождалось настоящей истерией в либеральных СМИ. Удивительным образом беглая оппозиция использует стереотипы о Китае времён холодной войны, спекулируя на страхах наших людей перед когда-то неспокойным соседом. Страхи эти весьма устойчивы и берут свои корни ещё в 1960-х, когда между Москвой и Пекином пробежала чёрная кошка. Поговорите сейчас с любым таксистом на китайскую тему – непременно услышите полный набор от «заселят Сибирь» до «китайцы нас под себя подомнут».
У многих наших соотечественников представления о Китае будто застыли в прошлом столетии. А между тем Поднебесная изменилась до неузнаваемости. Если в 1990 году китайский ВВП по номиналу не входил даже в первую десятку, уступая таким «гигантам», как Италия, Канада и Испания, то сейчас занимает прочное второе место, стремительно догоняя Соединённые Штаты и почти втрое (!) превосходя ближайшего конкурента – Японию. И уровень жизни в КНР вырос соответственно. Если раньше в стране совершенно реальной была угроза голода, как в Африке, то теперь по ВВП на душу населения она идёт практически вровень с такой европейской страной, как Сербия.
Актуален ли «Сибирьнаш»?
Мало кто знает, что Китай в последнее время испытывает колоссальные демографические проблемы. В 2022 году население Поднебесной сократилось впервые со времён Великого голода – то есть с 1961 года. Спад составил 850 тысяч человек, и долгосрочный тренд – на понижение. Анекдоты про «миллион тысяч китайцев» больше попросту неакутальны. Политика «одна семья – один ребёнок», которую проводили с 1979 по 2015 год, вовсю даёт о себе знать. К 2050 году, по прогнозу ООН, численность китайцев упадёт с нынешних 1,41 до 1,31 миллиарда человек – «всего-то» на 100 миллионов человек, то есть почти на одну Россию. Кроме того, наши южные соседи стремительно стареют. К 2035 году число лиц старше 60 лет превысит 30% от общей численности населения, а к 2050-му достигнет пиковых значений.
Китайцы действительно активно мигрируют, но отнюдь не на север. Их мечта – не мёрзнуть в минус 20 посреди тайги и сибирских озёр, а жить в комфортных и богатых прибрежных городах КНР – Шанхае, Нанкине, Гуанчжоу, Гонконге и других мегаполисах. Огромный Китай заселён очень неравномерно. Они и собственные окраины насытить населением не в состоянии, не говоря уже о пространствах азиатской России. 94% граждан КНР живут в восточной части страны, которая занимает лишь 43% общей территории Китайской Народной Республики. И главное: в приграничных с Россией землях идёт отток населения. Число жителей провинции Хэйлунцзян (это там, где Харбин) сократилось за 2010-е годы с 38,3 до 31,8 миллиона, Внутренней Монголии – с 24,7 до 24 миллиона, провинции Гирин (примыкает к Владивостоку) – с 27,4 до 24 миллиона человек. Как у нас все рвутся в Москву и Петербург, так и в Китае все едут в крупные приморские города. Подавляющее большинство китайцев приезжают в Россию временно (студенты, туристы, предприниматели) и не оседают на ПМЖ. Русские паспорта ежегодно получают около одной сотни китайцев – капля в море.
Станем ли вассалами?
Новости партнеров
В общем, никакого демографического ресурса для «заселения России» у Китая нет. Можно парировать: дескать, зачем им заселять, если они просто поставят нас под контроль и будут помыкать Россией, как Запад Украиной? Ведь поля для манёвра у нас уже нет. Характерно, что про «китайскую зависимость» говорят те же люди, что перед этим три десятилетия не испытывали никакого дискомфорта по поводу тотальной зависимости нашей финансово-экономической системы от Запада, отметил президент АНО «Центр исследований АТР», заместитель руководителя Общества российско-китайской дружбы Сергей Санакоев. Автомобилестроение под немцами и французами? Ну и ладно. Платёжная система американская? Славно! Западные транснациональные корпорации опутали всю страну? Восхитительно! А стоит лишь заговорить о китайских инвестициях, начинается настоящая истерика.
На деле же китайских инвестиций в отечественную экономику очень не хватает даже в приграничных с КНР регионах нашего государства.
«В Дальневосточном регионе мало китайских инвестиций. Создана специальная межправительственная комиссия по сотрудничеству на Дальнем Востоке. У нас работает русско-китайский деловой совет по взаимодействию между северо-восточными провинциями Китая и ДФО. И на всех площадках мы буквально зазываем китайские компании, чтобы они активнее инвестировали. Проблема не в наличии какого-то «китайского засилья», а в том, что объём инвестиций пока недостаточный», – считает эксперт.
Когда мы слышим про «вассалов» и «сеньоров», нужно понимать, что Россия нужна Китаю отнюдь не меньше, чем Китай – нам. Поднебесная окружена плотным кольцом внешних угроз. Ну, давайте пройдём по карте, вспомним географию, опуская частности: Средняя Азия и Афганистан – угроза исламского фундаментализма плюс уйгурский вопрос, Индия – вялотекущий вооружённый конфликт и территориальный спор, Мьянма – гражданская война, Вьетнам – давняя напряжённость в отношениях, а в Южно-Китайском и Восточно-Китайском море прямо возле важнейших экономических центров – ожерелье из американских сателлитов (Филиппины, Тайвань, Япония, Южная Корея). Потерять Россию, с которой более 4100 км общей границы, для Пекина – смерти подобно. Если мы окажемся под пятой Запада, то борьбы на два фронта КНР не выдержит, как не выдержали мы, сражаясь против США, их сателлитов и маоистского Китая в XX столетии.
Что с того?
Ещё в конце 1990-х Збигнев Бжезинский предупреждал Запад о колоссальной угрозе русско-китайского союза для доминирования США.
«Потенциально самым опасным сценарием развития событий может быть создание «антигегемонистской» коалиции с участием Китая, России и, возможно, Ирана», – писал маститый американский «ястреб.
Именно такая коалиция формируется прямо на наших глазах. Это настоящий провал всей стратегии США по глобальному доминированию, и умные люди в Белом доме прекрасно отдают себе в этом отчёт.
Новости партнеров
Если мы хотим принять реальное участие в формировании контуров нового мира, последнее, что нужно делать – впадать в невменяемость и пугать самих себя несуществующими угрозами. XXI век уже стал веком противостояния Вашингтона и Пекина. И цель России – грамотно воспользоваться открывающимися возможностями, чётко выбрав сторону и твёрдо отстаивая свой суверенитет.