МИД РФ исключил посредничество США, Британии, Франции и ФРГ
США, Британия, Франция и Германия не могут претендовать на роль посредников в мирном процессе по Украине, поскольку они участвуют в конфликте с Россией, заявили в МИД РФ.
В ведомстве отметили, что перечисленные страны поставляют на Украину оружие, наемников, снабжают ВСУ разведданными, обучают украинских солдат. Кроме того, они ввели против РФ санкции, заблокировали ее зарубежные активы, требуют создания трибунала для наказания ее руководства и пытаются запретить дружественным нам странам сотрудничать с Москвой.
Новости партнеров
«Эти страны поддерживают псевдомирные инициативы Зеленского, представляющие собой оторванные от реалий ультимативные требования капитуляции нашей страны», — подчеркнули дипломаты. Они также обратили внимание на то, что эти страны уже дискредитировали себя, когда поддержали антиконституционный госпереворот в Киеве и потакали саботажу Минских соглашений.
В МИД РФ считают, что урегулирование конфликта возможно только после прекращения боевых действий и западных поставок оружия, признания новых российских территорий, демилитаризации и денацификации Украины, подтверждения ее внеблокового статуса, отмены санкций, отзыва судебных исков против России, восстановления статуса русского языка, прав нацменьшинств.
Позиция МИД РФ сформулирована в ответ на предложение бывшего главы Мюнхенской конференции по безопасности (2008−2022 годы) Вольфганга Ишингера создать контактную группу по конфликту на Украине, куда бы вошли, в частности, США, Германия, Великобритания, Франция, а также другие европейские страны.
Кроме того, в контактную группу, по его мнению, могут войти представители «Глобального Юга» — например, Индия или Китай. Также к процессу следует подключить международные организации, в частности, ООН и ОБСЕ. При этом Вольфганг Ишингер отмечал, что решение о ведении переговоров должен принимать только Киев.
Военно-политический эксперт Михаил Александров считает, что ни одной стране мира победа России на Украине не нужна.
— Странно, что Россия только четыре страны исключила из числа возможных посредников. Надо включить в этот список все страны, которые ввели против нас санкции. Как якобы нейтральная Швейцария может быть посредником, если она тоже присоединилась к санкциям против РФ?
Думаю, России посредники в конфликте с Украиной вообще не нужны. Если переговоры начнутся, то не раньше, чем случится военный разгром Киева, который будет вынужден просить о мире. Тогда мы сами проведем с Украиной переговоры без всяких посредников.
Новости партнеров
— Тем не менее, не проходит и недели, чтобы кто-то из российских высших руководителей не заявлял о стремлении Москвы вести переговоры. Это похоже на просьбы о мире с позиции слабости…
— Наш МИД и высшие руководители порой увлекаются благими пожеланиями в дипломатии. И это ведет к не лучшим результатам. Это вовсе не значит, что Москва должна отрицать всякие переговоры, но следует исходить из того, что никому в мире победа России не нужна.
Большинство стран заинтересовано, чтобы украинский конфликт прекратился как можно скорее, на любых условиях — даже если Россия проиграет, потому что им хочется беспрепятственно получать выгоды от мировой торговли. А сейчас из-за санкций это затруднено.
— Даже нейтральные или дружественные страны вроде Индии или Китая?
— Почему эти страны сами не идут на перемирие в случае своих спорных территорий? Та же Индия почему-то никак не замирится в штате Джамму и Кашмир. Отдали бы его Пакистану, который оспаривает его принадлежность. А также отдали бы спорные территории Китаю в Тибете.
Или тот же вопрос о Тайване. Пекин подчеркивает разницу в тайваньском вопросе и украинском. А нам надо наоборот говорить, что разницы нет. Украина была незаконно отторгнута и должна быть воссоединена с Россией, независимо от того, что Ельцин предательски признал это. Как и Тайвань должен быть воссоединен с Китаем.
Пекин же разорвал в свое время несправедливые колониальные по сути договоры, навязанные ему европейцами. Если бы этого не произошло статус Макао, Гонконга сейчас мог бы быть иной. Свое они вернули, а нам нельзя, что ли? Воссоединение нашей страны, русской нации — это высший приоритет.
Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин не видит близкой перспективы переговоров по Украине.
Новости партнеров
— Россия указала, что не будет обсуждать новые территории и Крым, но готова переговариваться о будущем Украины и ее нейтральном статусе. Именно это имел ввиду президент, когда приехал в Мариуполь. Но если Украина и Запад не готовы или согласны обсуждать только неприемлемые для Москвы условия, то о каких переговорах может идти речь?
США, Британия, ФРГ и Франция — ключевые страны в подогревании украинского кризиса. А значит посредником, согласно здравому смыслу, может быть либо нейтральная, либо симпатизирующая России страна. Но начало переговоров все равно зависит от желания конфликтующих сторон договариваться. А этого сейчас не наблюдается.
— Китай? Пекин вовремя выдвинул свой мирный план…
— Мирный план Китая сразу же не понравился США. Согласие Вашингтона автоматически означало бы его проигрыш в этом раунде конфронтации и победу дипломатии Пекина.
У Китая и США диаметрально противоположные интересы. Пекин хочет связать Евразию своими экономическими инициативами, а Вашингтон, напротив, разделить. Используя очаги напряжения, подогревая локальные войны, американцы в соответствии с законами геополитики, пытаются контролировать континент. Реализуют принцип Римской империи «разделяй и властвуй».
По словам военкора Тимофея Ермакова, жители Донбасса и других новых российских территорий ждут от Москвы решительности в достижении военной победы.
— России пора заканчивать прыгать по собственным граблям. В 2014 году мы совершили серьезную ошибку, приняв половинчатые решения — забрав только Крым. Хотя возможность была не только в Донбассе, но и в Харьковской области, и в Днепропетровске, где захватывали администрацию. Люди были готовы нас встречать. Но Москва тогда согласилась сначала на одни переговоры — Минск-1, потом, в 2015 году, после Дебальцево — на Минск-2. Недавно европейские посредники и Киев в открытую признали, что просто обманывали Россию, чтобы выиграть время.
Теперь ситуация повторяется. Только вместо Дебальцево — Артемовск (Бахмут). При всех реляциях ВСУ о скорой деблокаде города… Могли бы деблокировать — давно бы сделали. Но должных резервов у них для этого нет. Следующими после Артемовска станут Славянск и Краматорск. Не менее критическая ситуация складывается в районе Авдеевки. Там есть реальная угроза окружения, осталось взять три села. При прочих равных все решают ресурсы. А ресурсы у стороны Киева заканчиваются. Значит, Запад будет торговаться. Но не ради мира и справедливости, а чтобы в очередной раз выиграть время и нас обмануть. И если мы пойдем на поводу, это будет конец всему.
— Всё так серьезно?
— Речь идет о существовании России. Ни суверенитет Донбасса, ни его автономия, ни федерализация Украины уже не помогут. Раньше с этим еще можно было как-то играть, сейчас — нет. Мы уже признали эти территории своими, а значит имеем де-факто оккупированные территории РФ. Мы даже по Конституции не можем пойти ни на какие переговоры об их статусе. Это станет сдачей собственного суверенитета. Кроме того, заморозка конфликта со временем приведет к восстановлению и наращиванию боевой мощи Украины, к перевооружению ее армии, к обучению новых солдат, поставке новых вооружений, которые уже идут.
Не зря ведь Польша и Словакия сейчас передают Киеву истребители МиГ-29, и заявления польского дипломата о вступлении Варшавы в конфликт тоже прозвучали не просто так.
— В то время как продолжение Россией боевых действий приведет к победе?
— ВСУ уже не сможет в дальнейшем оборонять города так, как они держали Артемовск, а до этого Соледар. Потери Украины даже не критические, они катастрофические. Поэтому после потери Киевом Артемовска, при сохранении темпов наступления, проблемы под Славянском возникнут очень быстро. Нам, кстати, повезло, что у нас все-таки оказались люди, способные творчески мыслить на поле боя — вагнеровцы. И коль скоро мы еще в декабре перехватили инициативу (а это самое главное — задавать темп), мы не имеем права это утратить. Еще одного шанса у нас может просто не быть. В Донбассе все люди, простые и военные, это понимают.