Впервые о возможности генерального сражения, которое должно определить исход войны на Украине, заговорили в апреле-мае прошлого года, после отвода российских войск от Киева и Чернигова.
Тогда предполагалось, что выведенные из Киевской, Черниговской и Сумской областей части, а их общая численность могла достигать 100 тысяч, окажутся задействованы для скорейшего освобождения Донбасса.
Новости партнеров
В мае в Донбассе начала активно работать российская артиллерия и многие обозреватели оценили это как артподготовку перед генеральным сражением, которое должно начаться с недели на неделю.
Но время шло, а генерального сражения так и не начиналось.
После освобождения Северодонецка и Лисичанска в июле-августе наступила пауза, которую тоже оценивали как подготовку российских войск к генеральному сражению.
Однако вместо этого в сентябре началось наступление ВСУ в Харьковской области и отвод российских войск, названный перегруппировкой.
Осенью вместо генерального сражения состоялось генеральное отступление из Харьковской области, а затем и с правого берега Днепра.
Зима прошла в позиционных боях и артиллерийских дуэлях. И только ЧВК Вагнер продолжали медленное наступление на Соледар, который освободили в январе и Бахмут (Артемовск), который освобождают сейчас.
И в последнее время снова возникла вероятность, что генеральное сражение все-таки состоится. Только уже не по инициативе российской армии, как это предполагалось прежде, а по инициативе украинской.
Новости партнеров
Киев собрал в районе Бахмута, Часова Яра, Славянска и Краматорска крупные силы, около 20 бригад общей численностью 50-60 тысяч человек. И это в данный момент наиболее боеспособные подразделения ВСУ. Стянуты почти все резервы с запорожского и других направлений, где они готовились к весеннему наступлению.
Замысел украинского руководства состоит в том, чтобы остановить продвижение ЧВК Вагнер, деблокировать Бахмут и со своей стороны окружить подразделения «оркестрантов», попытавшись разгромить «оркестр» и отбросить от Бахмута и Северска, возможно даже вернуть под свой контроль Соледар.
Месяцем ранее, когда только начиналось окружение Бахмута, западные военные эксперты рекомендовали Киеву вывести из города войска, пока это возможно, и занять оборону на других рубежах.
Однако в Киеве не стали слушать этот совет и решили поступить по-своему, стараясь удерживать Бахмут до последней возможности.
Почему украинское руководство приняло такое решение, понять нетрудно. Для Киева любое отступление влечет крайне неприятные последствия. Внутри страны снижается мотивация и растут антивоенные настроения, которые на фоне огромных потерь ВСУ и без того уже стали весьма ощутимыми. Но что еще опаснее — снижается уровень военной и финансовой поддержки со стороны Запада, а это для Киева и вовсе смертельно опасно, потому что без западной поддержки Украина не продержится и месяца.
Кроме этого, западная военная и финансовая помощь — главный бизнес Киева, источник дохода всей верхушки, поэтому ради продолжения военного банкета там готовы идти на любые жертвы. Умирают-то другие, а на Банковой только богатеют.
Однако дело не только в самом Бахмуте и желании удержать этот город любой ценой.
ЧВК Вагнер в последнее время стал главной действующей силой всей спецоперации, а значит и главным противником для Киева.
Новости партнеров
Все успехи зимней кампании — освобождение Соледара и целого ряда населенных пунктов на подступах к Бахмуту-Артемовску, его окружение — заслуга именно ЧВК Вагнер.
ЧВК Вагнер стало брэндом, а значит превратилось из чисто военной силы еще и в медийную. А это уже фактор информационной войны, в которой Украина и стоящие за ее спиной США привыкли только побеждать.
Таким образом, отбросить ЧВК Вагнер, а тем более окружить и разгромить хотя бы какую-то значимую часть «оркестра» представляет интерес для Киева сразу по трем причинам:
1) Сохранить контроль над Бахмутом, чтобы продемонстрировать свою боеспособность как внутри страны, так и снаружи, чтобы дальше просить и получать западную военную и финансовую помощь.
2) Остановить продвижение ЧВК Вагнер и нанести «оркестру» максимальный урон, в идеале разгромить и тем самым устранить главную угрозу для ВСУ на донецком фронте.
3) Одержать важную в медийном плане победу над ЧВК Вагнер.
Для этого Киев и собрал в районе Бахмута, Часова Яра, Славянска и Краматорска свои самые боеспособные силы, практически все резервы, которые готовились для весеннего наступления на запорожском направлении.
Остановить и разгромить ЧВК Вагнер, удержать Бахмут и Северск для Киева стало даже важнее, чем попытаться дойти до Мелитополя.
В том числе и потому, что дойти до Мелитополя вряд ли возможно даже силами 50-60-тысячной группировки, это все-таки не харьковское направление и российские войска за осень и зиму выстроили в Запорожской области серьезную линию обороны. Поэтому отражать наступление ВСУ там готовы и Киеву на запорожском направлении вряд ли что-то светит.
А вот остановить продвижение ЧВК Вагнер и попытаться со своей стороны окружить фланги «оркестра», выдвинувшиеся в направлении Часова Яра и Славянска — это для ВСУ в данный момент гораздо более реалистично.
И если Киев направит на решение данной задачи одновременно 10-20 бригад (30-60 тысяч), которые сосредоточил в Донбассе, это действительно может превратиться в генеральное сражение всей войны.
В случае успеха Киев получит серьезнейшее преимущество.
Однако в случае неудачи Киев очень сильно рискует.
Сосредоточенные на Донбассе 20 бригад ВСУ — это, конечно, еще не последние силы Киева, но это практически весь резерв, которым украинское командование может маневрировать.
Потеряв этот резерв, Киев уже не сможет в обозримой перспективе собрать такие же силы повторно. И будет вынужден до самой осени стоять в обороне и медленно терять позиции, без каких-либо шансов на контрнаступления. А это действительно может привести к снижению военной и финансовой помощи со стороны США и ЕС, что для Киева особенно опасно.
И здесь возникает вопрос, а сможет ли ЧВК Вагнер дать бой таким крупным силам ВСУ, если Киев бросит в бой сразу 20 бригад, 50-60 тысяч своих бойцов, в числе которых самые боеспособные подразделения?
Руководитель ЧВК Евгений Пригожин уже дал ответ на этот вопрос, заявив, что все зависит от своевременной поставки боеприпасов и поддержки со стороны российских войск на флангах.
Если будут боеприпасы в нужном объеме и поддержка со стороны ВС РФ на флангах — «оркестр» выдержит удар.
Если же Генштаб не даст вовремя нужную поддержку, протянет время и оставит Вагнер один на один с 50-тысячной группировкой ВСУ — тогда сам «оркестр» может оказаться в окружении.
И в этом состоит уже второй не менее важный вопрос.
Первый вопрос — решится ли все-таки Киев бросить в бой с ЧВК Вагнер все свои резервы, с таким трудом накопленные за последние месяцы, решится ли навязать «оркестру» генеральное сражение?
Второй вопрос — если Киев решится на генеральное сражение с ЧВК Вагнер в районе Бахмута, то поддержит ли Генштаб «оркестрантов» или будет просто наблюдать за происходящим?
По логике, ЧВК Вагнер и ВС РФ делают одно дело, проводят одну спецоперацию, поэтому Генштаб должен, просто обязан поддержать «оркестрантов» всеми имеющимися силами, если это потребуется.
Однако в Генштабе и Кремле существует также и другая логика, исходя из которой осенью оставили Харьковскую область и стратегический плацдарм на правом берегу Днепра вместе с областным центром Херсоном, который на тот момент уже был включен в состав России.
Есть основания полагать, что не всем в Генштабе нравятся успехи ЧВК Вагнер. Хотя бы потому, что они приводят к неприятным вопросам в адрес самого Генштаба.
Яркий пример отношения к ЧВК Вагнер со стороны министерства обороны — после освобождения Соледара в официальной сводке Генштаба было сказано, что город освободили части ВДВ при участии добровольцев. Хотя это было неправдой. И только когда возник большой поток вопросов со стороны журналистов и военкоров, в Генштабе признали, что город был освобожден «штурмовыми отрядами добровольцев».
Наименование ЧВК Вагнер в министерстве обороны стараются вообще нигде не упоминать, называя «оркестрантов» общим словом «добровольцы». Хотя существование ЧВК давно не является секретом и на множестве фотографий с мест боевых действий можно видеть как флаги, так и шевроны «оркестра».
Очевидно, что в Генштабе отношение к ЧВК Вагнер не вполне однозначное, скажем так.
Поэтому кто его знает, будут ли в случае начала генерального сражения ВС РФ поддерживать ЧВК Вагнер всеми имеющимися силами и средствами, либо кто-то в Генштабе использует эту ситуацию для того, чтобы «заглушить оркестр», чтобы подразделения ЧВК Вагнер были отброшены и перестали выделяться своими успехами на фоне явной пассивности регулярных войск.
В общем, вопросы относительно возможности большого сражения в Донбасса есть и вопросов много. Варианты развития событий могут быть разные. Пожелаем «оркестру» удачи и будем надеяться на лучшее.