На протяжении последнего месяца, если не больше, многие эксперты и военные обозреватели говорят о подготовке большого наступления российских войск на Украине.
К чему-то подобному готовится и украинская сторона, создавая линию обороны вдоль границы с Белоруссией и Белгородской областью.
Новости партнеров
Одновременно с этим на границе с Белоруссией Киев продолжает держать довольно значительную часть войск, которых ВСУ сейчас так не хватает в Бахмуте, постепенно превращающемся в Артёмовск.
Одним из признаков подготовки наступления является смена командования СВО, произведенная в январе. Фактически была создана Ставка во главе с начальником Генштаба. Его заместителями стали командующий Сухопутными войсками, заместитель начальника Генштаба и прежний командующий силами СВО генерал Суровикин.
О подготовке наступления говорит и то, что в зону СВО ранее были направлены и задействованы в спецоперации лишь 150 тысяч мобилизованных резервистов из 300 тысяч призванных. Остальные находятся в резерве.
И еще в течение прошлого года из зоны СВО была выведена большая часть первоначально задействованных в операции подразделений, около 150 тысяч.
Таким образом, в резерве у командования сейчас находится около 300 тысяч войск — это больше, чем задействовано в зоне проведения СВО на данный момент.
Единственное, для чего может быть нужен столь крупный резерв — это подготовка большого наступления. Вопрос лишь в том, когда оно начнется, насколько большим окажется и какие цели будет преследовать — освобождение Донбасса, Харьковской области вместе с Харьковом или сразу взятие Киева.
Однако время идет, а наступление никак не начнется.
Новости партнеров
Уже и 23-е февраля отметили, и Послание президента послушали, и годовщина начала спецоперации наступила.
Многие ожидали, что наступление начнется именно на годовщину, это было бы весьма символично.
Но символическая дата пройдена, а наступление так и не началось.
Будет ли оно вообще?
Создание Ставки, расширение состава командования с комментарием «исходя из расширения масштабов операции», а также концентрация за пределами зоны СВО крупных резервов говорят о том, что наступление должно быть.
Опять же цели и задачи спецоперации надо каким-то образом достигать. А то всего год до выборов, нужен хоть какой-то приличный результат. Силами одного только ЧВК Вагнер добиться серьезных успехов в обозримой перспективе не получится.
Теми силами, которые сейчас задействованы в освобождении Артемовска, а больше нигде серьезного продвижения в данный момент не идет, освобождать Донбасс можно еще года полтора, как и спрогнозировал Пригожин. А освобождать Херсон и Запорожье такими силами можно вообще лет десять.
Но если внимательно перечитать Послание президента Федеральному Собранию, то в нем нет никаких намёков на предстоящие решительные действия. Только утверждение «мы не воюем с народом Украины» и заявление, что «мы применяем силы, чтобы остановить войну».
Новости партнеров
Хотя было бы, конечно, наивно ожидать, что президент прямо в Послании расскажет, когда, где и какими силами будет наступать. Но всё же. Ни одного намёка!
Так когда ждать наступления и ждать ли вообще?
Оптимальное время для начала наступления — это февраль-март.
Не случайно в прошлом году спецоперация была начата именно в конце февраля. И не случайно ВСУ планировали свое наступление на ЛНР и ДНР в начале марта.
Но февраль уже почти закончился.
Начинать наступление в конце марта, когда всё растает и раскиснет, а потом вообще пойдет «зеленка» — будет несколько странно.
Значит большое наступление либо начнется в ближайшие 2 недели, либо… либо не начнется вообще.
Если не начнется — зачем тогда меняли состав командования СВО и создавали резервы, да еще такие крупные? Зачем призывали 300 тысяч резервистов, если задействовали в спецоперации только 150 тысяч?
Куда и для чего выводили большую часть войск из зоны СВО в течение всей осени?
Надо полагать, наступление все-таки начнется. Потому что очень много признаков говорит о его подготовке. В том числе «с той стороны». И наступление вероятнее всего начнется в марте, в ближайшие пару недель. Иначе станет поздно.
Но насколько большим будет это наступление?
Может получиться так, что наступление, которого все ждут с таким нетерпением, все-таки начнется, но окажется не совсем таким, как многие ожидают. Или даже совсем не таким.
Не таким большим и не таким результативным.
Вместо окружения Киева, которое не удалось год назад или хотя бы взятия Харькова и возвращения в Херсон, будет что-то вроде триумфального возвращения в Балаклею и освобождение Угледара.
Это, конечно, будет по-своему неплохо, но маловато.
Однако подождём и всё увидим.
Ближайшие 2 недели должны показать.
Будет либо многозначительное ничего, либо очень средненькое нечто, либо ну наконец-то.
И в любом случае это будет переломный момент, потому что многозначительное ничего позволит противнику организовать наступление со своей стороны, средненькое нечто будет означать, что готовится завершение СВО где-то на границах Донбасса, ну а если начнётся то, чего мы все так ждем — тогда начнется…
Ждать в любом случае осталось недолго.
Ближайшие 2-3 недели должны определить, как пройдет весь этот год и чем он закончится.