ГлавноеАналитика«Линия Аксенова» в Крыму пока вовсе не «линия Мажино» во Франции

«Линия Аксенова» в Крыму пока вовсе не «линия Мажино» во Франции

Опубликовано

На втором году боевых действий на Украине выяснилось, что полуостров до середины весны не будет готов к оборонительному сражению

Сразу три достаточно грозных события произошли в Крыму в минувший День защитника Отечества. Внутренняя связь между ними, как представляется, несомненна.

Факт первый: совершенно внезапно для жителей и гостей полуострова в их радиоприемниках 23 февраля сначала зазвучал гимн Украины, а сразу после него — обращение к ошеломленным слушателям начальника Главного управления разведки Министерства обороны соседней страны генерал-майора Кирилла Буданова.

Новости партнеров

Суть заявления, если вкратце: Крым и Донбасс «мы вот-вот вернем», после этого предатели киевской власти будут найдены и уничтожены все до единого. А для так называемых «патриотов Украины», скомандовал в эфире главный для России на сегодня вражеский диверсант, настало время резко активизироваться на обозначенных территориях.

Как вскоре пояснила заместитель министра внутренней политики, информации и связи Крыма Юлия Кулик, эта акция Буданова стала возможной в результате взлома неизвестными хакерами эфира крымских радиостанций «Спутник» и «Вера». В итоге слова Буданова прозвучали из приемников в Алуште, Белогорске, Джанкое и Судаке. Взломать эфир в Симферополе и Севастополе злоумышленникам не удалось.

Факт второй: в тот же вечер в 19:55 в ГУ МЧС по Крыму поступило сообщение, что совершена серьезная диверсия на железнодорожном полотне в районе села Почтовое, приблизительно в 12 километрах от Симферополя. При помощи сварочного агрегата оказалась аккуратно вырезана немалая часть одного из рельсов. В результате движение на участке Симферополь-Севастополь было прервано на несколько часов. Задержан один пассажирский и два пригородных состава.

Факт третий: именно в День защитника Отечества глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что начинается сооружением мощной линии оборонительных сооружений в границах полуострова, строительство которой поддержал Владимир Путин. Крайний срок завершения строительства укреплений, по данным Аксенова, — 15 апреля 2023 года.

Глава республики счел нужным подчеркнуть: «Это моя инициатива, спасибо президенту, он поддержал. Хочешь мира — готовься к войне. Крым российский и им останется навсегда, кто бы там что ни планировал. Я отвечаю за территориальную оборону Крыма, полностью владею ситуацией, знаю, кто на каком месте и за что отвечает».

С какого из трех перечисленных фактов начнем сегодняшний разговор? Пожалуй — с последнего, «аксеновского». Потому что другие два, если разобраться, его производные.

Итак, вас ничего не шокировало в словах Аксенова? Тогда странно.

Новости партнеров

Я-то, признаться, считал и считаю: на каком именно рубеже рыть окопы, траншеи, выстраивать инженерные заграждения и устраивать блиндажи это дело исключительно военных. А вовсе не глав российских регионов.

Но если выпускник Симферопольского высшего военно-политического строительного училища (1993 года) Аксенов прямо сейчас, по его словам, вынужден по собственному почину и силами подведомственных ему исключительно гражданских организаций браться за такое дело, выходит, до него на том рубеже и конь не валялся? Как это следует понимать точнехонько в годовщину начала нашей спецоперации на Украине?

Как понимать, что, выясняется, важнейший российский оборонительный рубеж на севере Крыма несмотря на самые энергичные усилия местной власти в инженерном отношении не будет окончательно готов еще примерно два месяца (до 15 апреля по расчетам Симферополя)? И это при том, что еще с прошлой осени во всему миру ведутся разговоры сначала о зимнем, а теперь уже — и о весеннем решительном наступлении Украины на Крым и Донбасс?

Единственное, на мой взгляд, хоть какое-то оправдание этой странности: нашими инженерными войсками и привлеченными к этому делу гражданскими подрядными организациями после потери Херсона на направлении предполагаемого главного удара ВСУ со стороны Запорожья на Мелитополь и далее — на Крым возводились и продолжают возводиться сразу несколько мощных оборонительных полос.

Вероятный театр военных действий нами оборудуется на большую оперативную глубину. Первая — тактическая зона обороны, эшелонированная в несколько десятков километров. Она проходит в непосредственной близости от сегодняшнего начертания линии боевого соприкосновения в Запорожской области.

Главная оборонительная полоса, насколько можно понять из скудных сообщений на эту тему, проходит в районе Мелитополя. Который и в Киеве, и в Москве считается ключевой точкой возможного украинского наступления на Крым. При этом наибольшей опасности, судя по конфигурации энергично возводимой оборонительной полосы, наши генералы ожидают по осевой линии «Орехов-Токмак-Мелитополь».

Есть сведения, что на ней работают не только российские саперы, но и большое количество гражданских специалистов. Причем, не только из окрестных сел и городов, но и строители, а также землеройная техника, присланные из многих регионов России.

Поговаривают, что там же по особым контрактам энергично трудятся даже наемные рабочие из других республик. В частности — среднеазиатских.

Новости партнеров

Если все так и обстоит, то те укрепления на территории Крыма, строительством которых сейчас так озаботился Сергей Аксенов, — это тыловой оборонительный рубеж Вооруженных сил РФ на запорожском направлении. Выйти к нему противник сможет, лишь если предварительно захватит и Мелитополь. Но даже и это было бы для нас практически катастрофой. Потому что в 40 километрах южнее этого города — обширный Молочный лиман. Прорыв на его берега украинских войск уже означал бы их выход к Азовскому морю. Которое мы уже почти год привыкаем считать внутренними российскими водами.

Но если бы даже так и случилось, главной просто-таки сакральной целью и для Киева, и для его союзников был и останется Крым.

Потому что его потеря, как считают наши враги, и стала бы самым ощутимым «стратегическим поражением» России в битве за Украину. Поражением, которое бы фактически «обнулило» в умах наших граждан десятилетия достаточно успешного президентства Путина и послужило бы спусковым механизмом столь милого нашим недругам развала России, заставила бы ее ВМФ фактически уйти не только из Средиземного, но и из Черного моря.

Во всяком случае, в ноябре 2022 года перспективы возможного сражения за Крым экс-командующий Сухопутными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес оценивал так: «Все дороги ведут в Крым. И когда они (украинские войска — „СП“) будут приближаться все ближе и ближе, они смогут применить HIMARS и другие средства высокоточных ударов большой дальности для поражения российских целей в Крыму. И как только они начнут применять высокоточное оружие по российским авиабазам и пунктам материально-технического обеспечения и военно-морским объектам в Крыму, то, я думаю, что Крым станет непригодным для обороны. И именно поэтому, я считаю, Украина освободит Крым до лета».

Если хоть на секунду допустить, что штатовский генерал Ходжес не просто так сотрясает воздух, значит, и тыловой оборонительный рубеж нам на полуострове остро необходим. Но не в виде ударной общекрымской стройки, а давно и совершенно готовый к отражению украинского наступления на полуостров. В том числе и в смысле реального, заблаговременного, а не «бумажного» полевого заполнения его боеспособными российскими резервами.

Тем тревожней, что, как следует из слов Аксенова, ничего подобного на сегодня в тех краях мы не имеем и в помине. Не имеем, хотя сам факт начала строительства укреплений на севере полуострова еще в ноябре 2022 года был замечен даже американцами.

Тогда, напомню, американский специалист по OSINT (Open Source INTelligence или «разведка по открытым источникам») Бенджамин Питтет признался, что с некоторых пор с удивлением принялся разглядывать спутниковые снимки частной компании «Planet Lab» (США). На них было хорошо видно, что русские занялись рытьем траншей в районе Армянска и Чонгара. При этом, указывал Питтет, возводятся не только новые, но и восстанавливаются старые оборонительные сооружения.

При этом первые подобные изображения на космических картах стали появляться еще с начала октября. То есть — именно тогда, когда в Москве было принято решение вынужденно оставить важнейший в стратегическом отношении для нас плацдарм под Херсоном и отвести войска на левый берег Днепра.

Видимо, примерно с тех пор военную угрозу Крыму в Российском Генштабе стали оценивать как достаточно высокую. И такая предусмотрительность не может не радовать. Но коли строительство оборонительного рубежа на севере Крыма по-прежнему выглядит еще очень далеким от завершения — стало быть, снова все у нас там по пословице: «Гром не грянет — мужик не перекрестится»?

Между тем, как строить действительно мощнейшие укрепрайоны, способные на месяцы, если не на годы задерживать перед собой целые армии, как раз украинцы нам и показали. И продолжают показывать.

Особенно убедительно — под Авдеевкой. О которую второй год, выходит, мы лбами бьемся, чтобы остановить обстрелы Донецка, до которого от Авдеевки всего полтора десятка километров. Положили под ней, как свидетельствует экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков, тучу самой боеспособной пехоты Донбасса. Но так и не в состоянии до сих пор Авдеевку взять.

Значит — возможно и в чистом поле создавать непроходимые для наступающих укрепления? Наши военные инженеры что — в профессиональном смысле подготовлены хуже украинских или натовских? Не поверю.

Стало быть, дело в другом. Наверняка — в решениях, которые принимает верховная военная власть в Москве. В том, как она организует подготовительную работу на фронте. Какие ресурсы для нее выделяет. Как выстраивает приоритеты по различным операционным направлениям.

В этой связи уместно, полагаю, поделиться и еще одним собственным опасением относительно подготовки Крыма к обороне. Я имею ввиду его транспортную логистику. Ту самую логистику, из-за критического нарушения которой ракетными обстрелами со стороны Украины мы четыре месяца назад вынуждено оставили Херсон. И вообще — весь правый берег Днепра. Увы, как видно из приведенной выше цитаты генерала Ходжеса, теперь мы даем своим врагам надежду, что точно так же может случиться и с Крымом. Что станет и он тоже «непригодным к обороне».

Отчего такое может случиться? Оттого, что на полуострове с советских времен самым роковым, возможно, образом для исхода боевых действий за него организовано железнодорожное сообщение. А именно: с Крымского моста поездом никак не попасть с Симферополь и Севастополь иначе как через Джанкой. От которого до перешейков — рукой подать.

И если противник с материковой части Украины когда-нибудь выйдет на этот рубеж, он сможет обстреливать вокзал Джанкоя едва ли не из ствольной артиллерии. А уж из РСЗО — точно.

Речь не только о пассажирском сообщении важнейших городов Крыма с прочей российской «Большой землей», которое может быть силами вражеской артиллерии прервано буквально на следующий день. Хотя и о нем тоже. Но куда критичней, что мгновенно станет невозможной доставка поездами в центральную часть полуострова и в главную базу Черноморского флота топлива, продовольствия, боеприпасов, вооружения и любых других важных для Вооруженных сил РФ грузов.

А все почему? Да потому, что со времен СССР из Керчи (а стало быть — и от ультрасовременного Крымского моста тоже) до Джанкоя ведет единственная железнодорожная ветка. Однопутная и даже не электрифицированная. Поэтому пропуская способность этой «дороги жизни» и безо всяких артобстрелов со стороны Украины крайне ограничена.

Самое поразительное, что военная опасность такого положения дел с транспортным сообщением даже самому бестолковому из наших военачальников должна была стать очевидной как минимум после 2014 года.

Когда ВСУ и без всякой спецоперации занимали позиции в районе Геническа и Арабатской стрелки, с которых до наших рельсов в Крыму и так было — раз плюнуть. Не плевали лишь потому, что команды из Киева и Вашингтона не было. Но ее ждали.

Почему же мы ничего не предпринимали и не предпринимаем даже сегодня, когда враг у порога?

Нет, справедливости ради — кое-что сделано. Правда, только на бумаге.

Еще в ноябре 2017 года в правительстве республики предлагали одновременно с возведением Крымского моста начать и строительство новой железнодорожной ветки из Керчи не на север полуострова, а напрямую — в Симферополь через Белогорск. Чтобы ликвидировать огромный крюк, увеличивающий время в пути для любых поездов минимум часов на четыре-пять.

Научно-исследовательской группой консорциума в составе «Инжпроектизыскания», «Гипрогор», «МСУ Маяк», «ЖСК», ВЭО России с участием специалистов «Гипротранспуть», «Трансинжпроект», «Кавгипротранс», «Сибгипротранс», «Трансинжпроект» и «Ростовгипрошахт» был заранее разработан даже проект концепции комплексного развития железных дорог Крыма, который предусматривал так интересующую нас сегодня стройку. Протяженность новой ветки составила бы всего 215 километров. Цена вопроса — 35 миллиардов рублей.

Ради ускорения работ и экономии денег предлагалось новые рельсы класть параллельно с возведением по тому же маршруту автомобильной супертрассы федерального значения «Таврида», которая сама по себе обошлась стране не менее, чем в 166 миллиардов рублей.

Завершить первый этап новой железнодорожной магистрали собирались к 2019 году. Когда были бы в полной готовности участки Керчь-Феодосия (протяжённостью 94,3 километра) и Феодосии-Симферополь (протяжённостью 121 километр). Предстояло бы еще достроить новые вокзалы, станции, вагонные и локомотивные депо. Но главное было бы сделано — еще три года назад грузоперевозки пошли бы на относительно безопасной дистанции от границ Крыма.

Чего ж не сделали? А как всегда — деньги экономили. Теперь, не исключено, если начнется осада придется заплатить другой «валютой». Солдатскими жизнями и жизнями мирных жителей Крыма.

Справка

Построенная к концу 20-х годов прошлого века «Линия Мажино» протяженностью 400 километров по фронту и до 22 километров в глубину была названа так в честь военного министра Франции Андре Мажино. Представляла собой цепь мощнейших бетонных оборонительных сооружений, 118 артиллерийских фортов, около 100 подземных убежищ, казарм и 100 километров подземных галерей. В складах находился трехмесячный запас продовольствия и боеприпасов.





«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин...

Юрий Котенок: «Орешник» — отличный замполит

Первая серия "Орешника" впечатлила и для зрителя была, конечно, увлекательной — огненный дождь с неба даже для укров стал чем-то вроде кино. Но за...

Песков: Россия не ставила в известность другие страны о пуске ракеты средней дальности «Орешник»

Россия не сообщала США и другим странам о запуске гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине, так как таких обязательств нет. Об этом...

Читайте также

ВСУ предприняли попытку бегства из окружения под Курахово

Военные Украины пытаются эвакуировать личный состав из окруженных позиций в районе Курахово, сталкиваясь с...

В отместку за ATACMS мы можем расширить зону СВО и на территорию США

Россия в состоянии нанести Западу убийственный для него ущерб обычными вооружениями, пока не пущенными...

Путин утвердил обновленную ядерную доктрину

Владимир Путин утвердил Основы государственной политики в области ядерного сдерживания, президентский указ и текст...