Геополитический центр тяжести смещается в Азию
Запад проигрывает Китаю конкуренцию в Океании. Этот удалённый регион планеты приобретает всё большее геополитическое значение в связи с обострением здесь борьбы за влияние между крупными державами — Китаем с одной стороны и США, Великобританией, Францией, Австралией, Индией, Японией, Южной Кореей с другой.
Пентагону удалось создать внушительный антикитайский блок, куда вошли вышеперечисленные государства. Но даже вместе они не могут удержать тихоокеанские островные государства от сближения с Пекином. Причина в том, что меняется сам характер геополитических отношений в мире, и эти изменения не привязаны к какому-то конкретному государству, а являют собой неизбежный поворот истории, которого не избежать сдерживанием Китая или любой другой державы.
Новости партнеров
Такие сдвиги в истории человечества случаются раз в полтысячелетия. Эпоха доминирования Запада началась с открытия Америки Колумбом в 1492 г. Прошло полтысячи лет, и эта эпоха уходит постепенно в прошлое. На место коллективного Запада приходит коллективная Азия. Это она теперь будет центром тяжести мировых политических и экономических процессов.
Пекин установил дипломатические отношения с восемью государствами Океании – Папуа-Новой Гвинеей, Ниуэ, Фиджи, островами Кука, Самоа, Тонга, Вануату и Федеративными Штатами Микронезии. В общей сложности Пекин реализует в регионе 218 экономических и гуманитарных проектов. Большая часть из них сосредоточена в области управления, администрирования и развития гражданского общества, образования и транспорта. Китайцы понимают, что стратегическое значение малых островных государств Океании возрастает.
Вашингтон и его союзники намерены сдерживать Китай с помощью т.н. стратегии островных цепей. Её смысл в том, чтобы взять под политический и экономический контроль три цепи островов, закрывающих Китаю выход в Тихий океан, ограничивая пространство геополитического манёвра Восточно-Китайским и Жёлтым морем. Первая цепь – от Курил через Тайвань до Индонезии и Филиппин; вторая – от Японии до Марианских островов; третья – от Алеутских островов через Гавайи до Океании.
Западная дипломатия надеется обыграть Пекин в Океании с помощью Тайваня. Такие островные государства, как Науру, Палау, Тувалу, Кирибати, Маршалловы и Соломоновы о-ва, признали независимость Тайваня и стараются балансировать между Пекином и Тайбэем, уравновешивая их влияние в регионе. Но Тайвань обладает ограниченными ресурсами по сравнению с КНР, и что касается силовой составляющей, последнее слово в регионе останется за Пекином. Тайбэй может конкурировать с Пекином в сфере не столько экономического и военного, сколько политического влияния.
Занимаясь сдерживанием России в Европе, американцы упустили из виду Индо-Тихоокеанский регион. Эксперты указывают на нехватку дипломатического персонала США в Океании. Американское посольство на Фиджи обслуживает граждан пяти государств. Посольство США в Папуа-Новой Гвинее старается «дотянуться» до Вануату, Тонга, Кирибати и других островных государств, но пока усиления американского влияния там не чувствуется.
Вашингтон опасается, что, придя в Океанию, Китай обоснуется в водах между Австралией и восточным побережьем США, а Гавайи с расположенной там штаб-квартирой Тихоокеанского флота США превратятся в осаждённый клочок суши в неприятельских водах.
В противостоянии с Китаем американцы надеются на Австралию. Численность австралийских ВС — более 51 тыс. регулярного состава и более 19 тыс. резерва. Мобилизационные ресурсы страны составляют 4,9 млн чел. На развитие вооружённых сил Канберра тратит 2% ВВП. На австралийской территории располагаются 16 военных объектов США, в том числе ракетный полигон и радиоцентр связи с атомными подлодками.
Новости партнеров
К северу от Австралии расположены Тимор-Лешти, Индонезия и Папуа — Новая Гвинея. Расстояние между главным островом Папуа-Новой Гвинеи и материковой частью Австралии — всего 145 км, а расстояние от австралийского острова Боигу до Папуа-Новой Гвинеи — всего 5 км.
К северо-востоку от Австралийского континента находятся Вануату, Новая Каледония и Соломоновы острова. К юго-востоку — Новая Зеландия.
Из перечисленных стран только Новая Зеландия однозначно и бесповоротно выступает союзником австралийцев как в экономике, так и политике. К остальным внимательно присматривается Пекин. Это беспокоит не только США и Австралию, но и Францию, у которой в Новой Каледонии есть военная инфраструктура. Франция остаётся великой державой до тех пор, пока у неё есть заморские владения. Они делают Францию не только европейской, но и тихоокеанской державой. Без заморских владений Франция превратится в провинциальную европейскую страну.
У Китая есть шанс поступить с Францией именно так. Китайские инвестиции в регион превосходят французские и многие островные страны понимают, что экономику лучше поднимать с Китаем, а не Францией.
Глава МИД Австралии Марис Пейн в своё время заявила, что страны, не входящие в семью тихоокеанских государств и народов, не должны играть никакой роли в сфере безопасности региона. Это свидетельствует о планах австралийцев не допустить развития сотрудничества между Пекином и Океанией.
России Запад заявляет, что ей не место в Европе, Китаю Запад заявляет, что ему не место в Океании. В Африке России и Китаю тоже не место, полагают на Западе. Но Западу не удаётся сдерживать и Россию, и Китай одновременно. Силёнок маловато.
Несмотря на потуги Запада, Россия и Китай продолжат двигаться в тех направлениях, которые считают для себя приоритетными. Западной гегемонии приходит конец.