Выводы из нового раунда кадровых перестановок в Киеве
Федеральный канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил на днях о том, что у него «есть консенсус» с Владимиром Зеленским по вопросу отказа официального Киева от применения западного оружия для ударов по «старой» территории России. Услышав это любимое словечко Михаила Горбачева, я сразу вспомнил о другом выражении, которое было популярно во времена правления этого генерального секретаря. «Доверяй, но проверяй», — говаривал в эти годы тогдашний президент США Рональд Рейган.
А тут и «проверочное слово» подоспело — Буданов. Не все слышали о существовании такого персонажа, как начальник главного управления разведки министерства обороны Украины Кирилл Буданов. Но зато все слышали об одной из организованных им «разведывательных операций» — террористическом акте на Крымском мосту в октябре прошлого года. А в начале этой недели данный 37-летний «гарный хлопец» едва не стал новым министром обороны Украины.
Новости партнеров
Все, казалось, было уже на мази. Но внезапно официальный Киев «сменил повестку» и отложил рассмотрение вопроса. В качестве официальной (или полуофициальной) версии была вброшена информация о том, что Буданов — это кадровый военный. А для его перевода в гражданское состояние (по закону глава военного ведомства Украины должен быть штатским), видите ли, требуется большой отрезок времени.
Ну-ну, конечно, очень убедительно. Для таких лежащих вне рамок конституционного поля деяний, как запрет парламентских партий и ведущих СМИ, требуется отрезок времени длиной в несколько секунд (или сколько там еще у Зеленского занимает подписание указа). А вот в деле превращения генерал-майора Кирилла Буданова в «искусствоведа в штатском» (сотрудник спецслужб всегда остается сотрудником спецслужб) без долгих бюрократических процедур никак не обойтись.
Ясно, что уже почти состоявшийся карьерный рост Кирилла Буданова внезапно затормозило что-то еще. И ясно, что это «что-то еще» вряд ли заключается в следующем соображении: профессиональному организатору террористических актов не место в кресле министра обороны Украины.
Политическая аналитика — это вообще очень неточная наука (или, как считают некоторые, в принципе не наука). Современная российская аналитика, которая касается Украины, не точна вдвойне. Москва и Киев разделены сейчас даже не баррикадами, а линией фронта. И разглядеть что-то через эту линию фронта довольно затруднительно. Но вот какие выводы можно сделать на основе того, что все-таки можно разглядеть: важно не то, что такой человек, как Кирилл Буданов, пока не стал украинским министром обороны. Важно то, что он им почти стал.
В ноябре 1927 года руководитель советских профсоюзов Михаил Томский заявил на Ленинградской областной конференции ВКП: «Товарищи, в обстановке диктатуры пролетариата может быть и две, и четыре партии, но только при одном условии: одна партия будет у власти, а все остальные в тюрьме». Равным образом в обстановке фактической диктатуры Зеленского на Украине может быть какое угодно количество «партий», выступающих за нормализацию отношений с Россией, — но только в тюрьме.
Однако это не значит, что внутри монолитного антироссийского блока, который сейчас представляет из себя украинская политическая элита, нет разных мнений по поводу будущих отношений Киева и Москвы. В чем именно заключаются эти разные мнения, каков удельный вес их носителей — всего этого и многого другого мы опять же пока не знаем. Но вот что мы знаем: без пяти минут министр обороны Украины Кирилл Буданов относится к наиболее антироссийской части украинского политического спектра, к идеологам тотальной вражды, к тем, кто действует под девизом «цель оправдывает средства».
Пишу эти сроки, разумеется, не для того, чтобы лишний раз повозмущаться. Какой практический смысл возмущаться дракой, если она в самом разгаре, и конца и края ей не предвидится? Перейду лучше сразу к практическому выводу.
Новости партнеров
А состоит этот вывод в очередном подтверждении того тезиса, который я только что озвучил: конфликт на Украине по-прежнему находится в той стадии, которая предшествует новому обострению. Желания «гасить костер» у официального Киева по-прежнему нет. Зато есть желание (и прошлый опыт исполнения таких желаний) действовать вне рамок того «консенсуса», на который так уповает канцлер ФРГ Шольц.
Посмотрим, конечно, кто в итоге сменит дискредитированного коррупционным скандалом Алексея Резникова в должности министра обороны Украины. Но даже если это будет еще один профессиональный юрист с внешностью доброго университетского профессора, как у Резникова, никаких иллюзий быть не должно.
В разные времена наиболее востребованными оказываются разные типажи представителей политической элиты. Наиболее востребованный типаж представителя киевской политической элиты в первые числа февраля 2023 года — это, увы, «коллективный Буданов». Карьера конкретного «индивидуального Буданова» может не взлететь из-за того, что ему не удалось выстроить отношения с могущественным руководителем президентского аппарата Зеленского (так, во всяком случае, пишут информированные киевские СМИ). Но это уже второстепенные детали.