Фрегат «Адмирал Горшков» провел учения в Атлантическом океане. С корабля отработали удар гиперзвуковой ракетой «Циркон» по морской цели на расстоянии 900 километров. О том, почему это событие так важно для российской «оборонки», — в нашем материале.
Электронный пуск
Новости партнеров
«Адмирал Горшков» сейчас находится где-то в западной части Атлантики — в зоне, которую блок НАТО считает своей. В дальний поход фрегат отправился в начале месяца, на боевую службу провожали его лично президент и министр обороны.
Движение корабля через нейтральные воды широко освещали западные СМИ. А ВМС Великобритании даже официально сообщили, что следят за судном.
Разумеется, учебные стрельбы вызвали у западной разведки небывалый интерес. Поэтому экипаж «Адмирала Горшкова», чтобы не показать лишнего, осуществил электронные пуски вместо боевых — «в режиме компьютерного моделирования».
Запад неспроста опасается фрегата. Это первый флотский носитель гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон», чьи возможности в НАТО прекрасно осознают. Глава Стратегического командования Вооруженных сил США Чарльз Ричард признавал, что имеющаяся система датчиков наземного и космического базирования попросту не отследит ракеты. Он подчеркнул, что пока это вооружение в море, любой корабль альянса уязвим.
Угроза НАТО
Большая часть тактико-технических характеристик крылатой ракеты «Циркон» засекречена. Но кое-что известно. Скорость — рекордная, более десяти тысяч километров в час, или около девяти Махов. Дальность — тысяча километров. Полет на маршевом участке — на высоте 30-40 километров, где сопротивление воздуха невелико. Масса боевой части — около 450 килограммов.
Корабельные ЗРК западных стран рассчитаны на дозвуковые и сверхзвуковые ракеты и абсолютно бессильны перед гиперзвуком. А большая дальность стрельбы позволит российскому флоту фактически безнаказанно уничтожать надводные и наземные цели, даже не входя в зону поражения.
Новости партнеров
Важный момент: «Циркон» способен стартовать с тех же пусковых установок, что и ПКР П-800 «Оникс» и «Калибр». Теоретически носителями могут быть и малые ракетные корабли проектов «Буян-М» и «Каракурт». Таким образом, даже небольшие вымпелы станут угрозой для авианосца. Попадания одной боеголовки ниже ватерлинии достаточно, чтобы плавучий аэродром дал крен и вышел из строя.
Наводить ударный комплекс на вражеские корабли будет новая автоматизированная система управления (АСУ), недавно испытанная на масштабных учениях Северного флота. Как сообщают «Известия» со ссылкой на источники в военном ведомстве, два экипажа разведывательно-противолодочных самолетов Ту-142 передали информацию об условном противнике и навели ракеты с расстояния в сотни километров.
При этом система самостоятельно определила наиболее важные цели и подобрала подходящее оружие. Помимо «Цирконов», корабли под управлением АСУ могут применять крылатые системы предыдущих поколений, включая «Яхонт», «Вулкан» и «Калибр».
Универсальный носитель
Фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 — самый технологически продвинутый в российском ВМФ. На головном корабле водоизмещением в 5400 тонн испытывали почти все новинки — от радиоэлектронного оборудования до зенитно-ракетных комплексов и артиллерийских установок.
«Он уникален, — считает председатель Общероссийского движения поддержки флота Владимир Мальцев. — По вооружению равных в мире нет. Многие корабли классом выше вооружены значительно слабее. Фрегат способен решать боевые задачи в любой точке Мирового океана и в одиночку противодействовать целому отряду вымпелов. Напомню, что на нем есть и другие крылатые ракеты, это универсальный боец».
Под крылатые ракеты — по 16 ячеек стрельбового комплекса ЗС14. Все системы управления — цифровые. По сути, это плавучий компьютер, действующий практически без участия человека. Новая бортовая информационно-управляющая система связывает все оборудование в сеть, а радиоэлектронный комплекс освещения надводной и подводной обстановки позволяет обнаружить противника на большом удалении.
Фрегаты развивают скорость до 30 узлов, автономное плавание — около месяца. Сейчас в ВМФ два корабля этого типа, еще два достроят в этом году. Кроме того, в разработке модернизированный проект 22350М. Полное водоизмещение обновленных фрегатов вырастет до семи тысяч тонн, что позволит господствовать в море.