Запад готовится к заходу за «красные линии» Путина
Говорят, что человек привыкает ко всему, и в объем этого «всего» входит даже конфликт на Украине. С чисто психологической точки зрения в «рутинизации» ожесточенного вооруженного противостояния в соседней стране есть свои плюсы: человеческий организм не может постоянно находиться в состоянии стресса и ужаса. Но такая «рутинизация» несет в себе и масштабные риски: если дуэль Москвы и Запада на Украине превращается в привычную часть повседневности, можно потерять чувство баланса и совершить действия, которые взорвут даже то, что сходит сейчас за нормальность.
Слишком много философии? Готов оправдать этот свой философский уклон: мир, возможно, вплотную подошел к этому моменту.
Новости партнеров
Сначала утечка в The New York Times, а сразу же за ней — двусмысленное заявление официального представителя Государственного департамента США Неда Прайса. «В конечном счете нашим украинским партнерам решать, как и где лучше использовать эти вооружения и поставки для защиты своей территории», — так американский коллега Марии Захаровой ответил на вопрос об отношении США к возможному удару Украины по Крыму западным оружием, напомнив при этом, что Вашингтон не считает полуостров российской территорией.
Звучит зловеще? Вдвойне зловеще, если сопоставить эти обтекаемые формулировки с ключевыми пассажами статьи в The New York Times: «Администрация Байдена отказывалась обеспечить Киев оружием, в котором тот нуждается для нанесения ударов по Крымскому полуострову… Теперь эта линия начинает смягчаться… Изменение позиции вызвано тем, что администрация Байдена пришла к выводу: если украинские военные смогут показать России, что ее контроль над Крымом находится под угрозой, это укрепит позиции Киева в любых будущих переговорах. Кроме того, опасения, что Кремль нанесет ответный удар с использованием тактического ядерного оружия, померкли».
Бедный, бедный Дмитрий Анатольевич Медведев! С какой «неблагодарной и непонятливой» аудиторией ему приходится работать! Только в этот четверг заместитель председателя Совета безопасности РФ написал в своем телеграм-канале: «Завтра на натовской базе Рамштайн великие военачальники будут обсуждать новую тактику и стратегию, а также поставки на Украину нового тяжелого вооружения и ударных систем… И ни одному из убогих не приходит в голову сделать из этого элементарный вывод: проигрыш ядерной державы в обычной войне может спровоцировать начало ядерной. Ядерные державы не проигрывали крупных конфликтов, от которых зависит их судьба».
Приходит, Дмитрий Анатольевич, еще как приходит! Но, как написано в The New York Times, администрация Байдена все равно склоняется к мысли о необходимости создать для Киева возможности нанести удары по Крыму, «даже если такой шаг повысит риск эскалации».
Вы понимаете, Дмитрий Анатольевич? «Убогие» (использую это словечко исключительно в целях достижения стилистического единства с заместителем председателя Совета безопасности РФ) вас не слышат. Или, вернее, слышат, но считают, что вы (и, что более важно, ваш прямой руководитель) блефуете.
Конечно, нельзя сказать, что Вашингтон намерен полностью отказаться от осторожности. В статье The New York Times четко отмечается: Байден «еще не готов» выделить Киеву ракетные системы дальнего радиуса действия. Но даже то, что он готов — или почти готов — выделить Зеленскому, может означать переход конфликта на принципиально новый уровень.
Употребил термин «переход конфликта на принципиально новый уровень» — и понял, что он полностью затерся и потерял свое смысловое наполнение. Выражусь поэтому попроще: Байден играет с идеей перенести активные боевые действия на «старую» территорию России — прежде всего в Крым.
Новости партнеров
Если это произойдет, то Москве придется как-то на это отвечать — и не очередными грозными постами в телеграм-канале заместителя председателя Совета безопасности, а конкретными действиями. Здесь уже, как говорится, без вариантов.
В четверг российские официальные лица всячески пытались донести эту простую мысль до сведения официального Вашингтона.
Посол РФ в США Анатолий Антонов: «Для всех должно стать очевидным: какое бы оружие американцами или натовцами ни поставлялось режиму Зеленского, мы его уничтожим. Так было в годы Великой Отечественной войны, так будет и сейчас».
Сергей Лавров (в официальной части своей встречи с Александром Лукашенко): «Те договоренности, которых два президента достигают в сфере нашего военно-технического, военного, оборонительного сотрудничества, весьма и весьма своевременны с точки зрения готовности к любому развитию событий. Мы люди мирные, но бронепоезд стоит там, где ему положено».
Боюсь, что «там, где ему положено» — это уже совсем не «запасной путь». Когда вскоре после новогодних праздников я услышал шутку своего давнего знакомого, генерала СВР в отставке Юрия Кобаладзе: «2023 год будет хуже, чем 2022 год, но лучше, чем 2024 год» — она мне в силу своей мрачности активно не понравилась. Но пока события развиваются именно в этом направлении.