Польша пообещала подарить Киеву танки. При этом сама активно вооружается. Эксперты считают Варшаву одним из бенефициаров конфликта на Украине. О том, в чем польская выгода, — в нашем материале.
Не в ущерб себе
Новости партнеров
Варшава отправила Киеву 240 оставшихся с социалистических времен Т-72, танки PT-91 Twardy, советские РСЗО БМ-21, САУ Krab. На три миллиарда евро — это 0,5 процента польского ВВП. Более самоотверженными в поддержке Зеленского оказались только Эстония и Латвия, не пожалевшие 1,1 и 0,93 процента ВВП соответственно. Но абсолютные показатели, конечно, несопоставимы.
Из потраченных Варшавой денег более половины приходится именно на военные поставки — 1,8 миллиарда. Однако Польша слабее не станет: помогают союзники, прежде всего США. Так, на прошлой неделе Министерство национальной обороны отчиталось о закупке 116 танков Abrams. Украине же отдадут лишь одну роту «Леопардов» — 10-12 машин.
Это позволяет Варшаве потеснить Берлин и стать главным защитником Европы от «российской угрозы». Заявления Шольца о том, что Германия намерена выступить гарантом региональной безопасности, разбиваются о неподготовленность бундесвера.
Выяснилось, что значительная часть немецкой военной техники непригодна к активному использованию — например, большинство БМП Puma и САУ PzH 2000. Аналогичные проблемы у ВВС: не хватает ударных вертолетов «Тигр», многоцелевых вертолетов NH-90 и даже устаревших бомбардировщиков «Торнадо».
Сказывается и «снарядный голод» из-за поставок Украине. Более того, из-за нехватки энергоресурсов, которыми обеспечивала Россия, военная промышленность не может нарастить темпы производства до требуемого уровня. Польша же с подобными проблемами не сталкивалась.
Курс на Запад
Варшаву активно поддерживают — причем давно. Еще с 1989-го Польша взяла курс на сближение с Вашингтоном. Этому способствовали относительно безболезненные — как минимум в сравнении с бывшими советскими республиками — экономические трансформации.
Новости партнеров
Про НАТО, правда, тогда речи не шло. Политики уверяли, что присоединение к системе безопасности Евросоюза — это максимум. Однако в 1999-м Польша вступила в Североатлантический блок.
С тех пор это «восточный фланг НАТО». В стране пять баз альянса и еще полтора десятка американских. Пентагон планирует открыть еще две.
Милитаризация по-польски
К началу 1990-х Польша обладала 400-тысячной армией с большим парком советской техники: около 700 Т-72, сотни бронетранспортеров, десятки вертолетов Ми-2, Ми-8 и Ми-24.
Постепенно вооруженные силы сокращались — до 120 тысяч человек к 2013-му. Во многом этому способствовал переход на контрактный тип службы.
Параллельно армию модернизировали. Часть советской техники отправили на склады, заменив более современными моделями. К тем Т-72, что остались на вооружении, добавили две с лишним сотни PT-91 Twardy — это местная модификация советской машины. А немного позже — почти 250 Leopard 2 в различных модификациях и три десятка «Абрамсов».
Обновлялся и парк самоходной артиллерии — в первую очередь за счет выпускаемых в Польше 155-миллиметровых гаубиц AHS Krab.
Также Варшава активно закупала американские самолеты: к 2020 году ее авиапарк насчитывал около 50 F-16. Тогда же договорились о приобретении 32 новейших F-35.
Новости партнеров
В прошлом году польские власти нашли нового поставщика — Южную Корею. С Сеулом подписали контракты на огромное количество техники:
— одна тысяча танков К2 Black Panther;
— более 600 гаубиц К9;
— три эскадрильи истребителей FA-50.
Но закупками решили не ограничиваться. В марте президент Анджей Дуда подписал закон «Об обороне отечества», по которому военные расходы с 2023-го должны составлять не менее трех процентов ВВП. Помимо этого, увеличат и численность армии — вдвое, до 300 тысяч человек. Двести пятьдесят из них будут профессиональными военными, а еще 50 тысяч — бойцами теробороны.
Станет больше и резервистов. Эта мера наделала много шума, весной власти хотят призвать до 200 тысяч граждан.
«Превращение в новую Германию с точки зрения защиты от «российской угрозы» — процесс небыстрый, а вот решение о призыве — вполне конкретное мероприятие, которое легче реализовать, — убежден доктор военных наук Константин Сивков. — Все это делают для того, чтобы под видом учений ввести войска на Западную Украину».
Такая милитаризация позволяет Польше не только усиливать собственную безопасность, но и претендовать на роль «щита Европы», которая раньше принадлежала Германии. Если Варшаве это удастся, то за военными «бонусами» последуют и политические, что окончательно изменит расклад сил на континенте.