Проблема уязвимости авиации на аэродромах уже неоднократно поднималась автором на страницах Военного обозрения. Например, в материале Выживание боевой авиации на аэродромах под воздействием высокоточного оружия большой дальности был сформулирован вывод о том, что два развитых противника с высокотехнологичными вооружёнными силами смогут уничтожить большую часть боевых самолётов друг друга на аэродромах в самом начале конфликта, ещё до того, как они смогут сразиться в воздухе. Также были рассмотрены причины, по которым вооружённые силы Российской Федерации (ВС РФ) не смогли полностью решить эту задачу на территории Украины.
И вот, мы получили наглядный урок. Разумеется, речь идёт о нанесении вооружёнными силами Украины (ВСУ) удара по аэродрому стратегической авиации в городе Энгельс с помощью модернизированного советского беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Ту-141 «Стриж». Сам факт нанесения удара на глубину 600 километров, да ещё и по стратегическому объекту, просто обескураживает, особенно учитывая то, что это было сделано не гиперзвуковым боеприпасом, не малозаметной крылатой ракетой (КР), а «древним» БПЛА с огромной эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР).
Новости партнеров
Конечно, можно предположить, что нанесение удара по российскому аэродрому на такой глубине – это единичный случай.
Но пока данный материал находился в процессе подготовки, по аэродрому в Энгельсе был нанесён ещё один удар. По информации от МО РФ, БПЛА противника был уничтожен средствами противовоздушной обороны (ПВО), тем не менее трое военнослужащих погибли. А через несколько дней средства ПВО аэродрома в Энгельсе уничтожили очередное средство воздушного нападения (СВН)…
А может, ситуацию оправдывает то, что раньше такого ещё никогда не было, и что никто такого не ожидал? Но постойте, как это не ожидали?
У нас идёт полноценная война с активным вовлечением структур США и НАТО, и противник не брезгует никакими средствами. А что, если бы США решились/решаться в обстановке полной секретности предоставить ВСУ несколько десятков малозаметных КР JASSM-ER с дальностью стрельбы порядка 1000 километров? Так можно вообще всей стратегической авиации лишиться.
А что, если эскалация ситуации продолжится, и что нанести удар по российской авиации решат сами США?
Да, чтобы не спровоцировать обмен ядерными ударами, США не будут наносить удар по правительственным объектам, критически важной инфраструктуре, объектам стратегических ядерных сил (СЯС) – даже бомбардировщики в Энгельсе не тронут, а вот вся остальная авиация подвергнется массированному удару средствами воздушного нападения.
Для понимания ситуации ещё раз рассмотрим, удар какой силы смогут нанести ВС США.
Новости партнеров
Высокоточное оружие большой дальности ВС США
Вряд ли у кого-то есть сомнения, что у США имеются значительные возможности по созданию и развёртыванию высокоточного оружия большой дальности. Одних только ракет воздушного базирования типа JASSM произведено более двух тысяч единиц, из которых половина – это JASSM-ER с дальностью полёта порядка тысячи километров. Также на вооружении у ВС США находится порядка восьми тысяч крылатых ракет «Томагавк» морского базирования. Для истощения и прорыва российской противовоздушной обороны (ПВО) противник обязательно применит ложные мишени ADM-160A/B MALD, способные имитировать радиолокационную сигнатуру различных СВН.
Как носители управляемого оружия могут быть использованы БПЛА Riper, которых на вооружении у ВС США находится около трёх сотен, а также иные существующие и перспективные БПЛА. Этот арсенал будет пополняться и расширяться как за счёт существующих, так и за счёт перспективных образцов вооружений, в том числе гиперзвукового оружия наземного, морского и воздушного базирования.
Таким образом, только СВН большой дальности на вооружении ВС США находится свыше 10 000 единиц, причём потенциально эта цифра может быть в несколько раз выше.
Пусковые установки наземных комплексов высокоточного оружия большой дальности будут размещаться максимально близко к российским границам, для СВН будут приспосабливать всё новые типы носителей, например, транспортные самолёты, оснащённые сбрасываемыми парашютным способом пусковыми установками. Надводные корабли и подводные лодки военно-морских сил (ВМС) США будут подходить всё ближе к морским границам Российской Федерации.
Ключевой характеристикой, влияющей на способность ВС США обеспечить поражение российской авиации на аэродромах, является их развитая группировка разведывательных спутников, дополненная коммерческими структурами, предоставляющими услуги по дистанционному зондированию Земли.
В перспективе возможности США по уничтожению целей в глубине территории противника будут значительно расширены за счёт перенацеливания высокоточных боеприпасов большой дальности в полёте. Пока этот вопрос находится на начальном этапе своего решения, но то, что он будет решён положительно, сомнению не подлежит – низкоорбитальные спутниковые группировки позволят реализовать эту функцию даже на БПЛА тактического звена.
И это только начало – перспективы дальнейшего наращивания противником потенциала для нанесения ударов высокоточным оружием большой дальности мы рассмотрим подробнее в отдельном материале, а пока остановимся на дне сегодняшнем.
Новости партнеров
Сколько целей – российских боевых самолётов и вертолётов на аэродромах необходимо уничтожить ВС США?
Военно-воздушные силы (ВВС) РФ
По открытым данным, на вооружении ВВС РФ в настоящее время находится около 3000 единиц авиационной техники, из которых (данные округлены):
— 1000 истребителей, перехватчиков, фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков;
— 140 – стратегических и дальних бомбардировщиков;
— 300 самолётов военно-транспортной авиации;
— 130 самолётов для перевозки личного состава;
— 75 специальных самолётов – дальнего радиолокационного вооружения (ДРЛО), самолётов заправщиков и разведывательных самолётов разного типа;
— 250 учебных самолётов;
— 1000 вертолётов всех типов.
Даже если считать, что противник атакует всё, что сможет (кроме стратегических бомбардировщиков), и половина из атакующих боеприпасов будет уничтожена средствами ПВО (что маловероятно), то он потратит примерно половину своего арсенала ВТО большой дальности на уничтожение всей (!) авиации ВВС РФ. Кроме того, открытое расположение российской авиационной техники на аэродромах «бок о бок» позволит уничтожать одной крылатой ракетой с боевой частью (БЧ) массой в 500 килограмм сразу две или три единицы авиационной техники, а это значит, что США смогут и «сэкономить».
При одномоментном запуске всех высокоточных боеприпасов только на средства ПВО рассчитывать не приходится, они просто будут перегружены по количеству каналов наведения и быстро исчерпают свой боекомплект, а когда перезарядятся, то будет уже поздно. Кроме того, зная месторасположение комплексов ПВО и используя высокоточные 3D-карты поверхности, противник будет прокладывать траекторию полёта СВН так, чтобы минимизировать время их нахождения в зоне обзора радиолокационных станций (РЛС) и поражения зенитными управляемыми ракетами (ЗУР).
Скорее всего, не помогут здесь и загоризонтные радиолокационные станции (ЗГРЛС) – используя космические средства радиотехнической разведки (РТР), противник может обнаружить бреши в зонах покрытия или даже создать их искусственно (пока это из области предположений, но работа ЗГРЛС основана на отражении радиоволн от ионосферы), и кто знает, какие результаты были получены на комплексе исследования ионосферы HARP.
Впрочем, не касаясь «сложных материй», спутники РТР просто могут определить, когда очередная ЗГРЛС окажется на профилактическом обслуживании и будет отключена, и ударить в образовавшуюся брешь.
Минимизация последствий
Мы уже рассматривали меры по сокращению потерь своей авиации на аэродромах базирования в случае нанесения противником массированного удара высокоточным оружием.
Одной из важнейших рассмотренных мер является строительство укрытий для летательных аппаратов всех классов. Можно сказать, что конец 2022 года наглядно подтвердил высочайший приоритет проведения работ в этом направлении.
В конце концов, в чём проблема? Россия отстраивает города взамен разрушенных войной на Украине, строит огромные мосты, олимпийские объекты и стадионы, десятки-сотни километров линий заграждения с бетонными сооружениями, с неизвестной степенью полезности, а несколько тысяч арочных укрытий и быстровозводимых ангаров построить не может?
Арочные укрытия для боевых самолётов и вертолётов – это долговременные инвестиции в безопасность сложнейшей высокотехнологичной авиационной техники. Поколения и типы летательных аппаратов будут меняться, но защищённые укрытия для них при должном уходе могут служить десятилетиями, а то и столетиями. Более того, использование современных способов строительства приводит к снижению стоимости сооружаемых объектов, тогда как стоимость авиационной техники от поколения к поколению только растёт и, безусловно, будет расти в дальнейшем.
Если говорить о транспортной и стратегической авиации, то есть о крупных самолётах, построить для которых бетонные укрытия будет затруднительно, то даже быстровозводимые ангары будут играть свою роль, тем более что их можно и нужно строить в избыточном количестве, тасуя в них самолёты и, например, аэродромную технику. Противнику придётся тратить куда больше времени на разведку и использовать значительно больше СВН большой дальности, поскольку вместо выбранного в качестве цели стратегического бомбардировщика в ангаре вполне могут оказаться всего лишь снегоуборочные машины.
Арочные укрытия и быстровозводимые ангары могут значительно сократить потери самолётов и вертолётов на аэродромах базирования или даже вынудить противника отказаться от нанесения такого удара ввиду его потенциально низкой эффективности
Выводы
Укрыть всю российскую боевую и вспомогательную авиацию необходимо было уже вчера, но раз это не было сделано ранее, то необходимо принять удар украинских БПЛА по аэродрому в Энгельсе как «знак свыше». Производственные возможности Российской Федерации вполне позволяют в 2023 году обеспечить укрытиями всю современную боевую технику – это порядка 1000 машин, а затем, за 2024-2025 годы загнать в ангары и все остальные имеющиеся в ВВС РФ самолёты и вертолёты.
Это позволит снизить вероятность и эффективность как одиночных диверсионных ударов ВСУ, так и массированного применения США средств воздушного нападения большой дальности. Дополнительным преимуществом станет повышение эффективности хранения и обслуживания современной боевой техники, и как следствие – снижение вероятности небоевых потерь из-за возникновения аварийных ситуаций.