ГлавноеИнтервьюБорис Рожин: Настрой на длительный конфликт

Борис Рожин: Настрой на длительный конфликт

Опубликовано

Военный эксперт Борис Рожин в интервью изданиям «Сегодня.ру» и «Аналитическая служба Донбасса» рассказал об этапах СВО, успехах и ошибках Русской армии, угрозе прямого столкновения с Западом и новой Холодной войне

— На какие этапы Вы бы разделили прошедшие 10 месяцев СВО?

Новости партнеров

— 1. От начала СВО до отхода от Киева;

2. Конец марта-начало мая — завершение битвы за Мариуполь;

3. Май-июль — освобождение ЛНР;

4. Август-сентябрь — контрнаступление ВСУ. Потеря Изюма, успешная оборонительная операция на плацдарме на Правобережье;

5. Октябрь-декабрь — окончательное формирование позиционного фронта, отход из Херсона.

— Какую победу на фронте Вы считаете наиболее значимой?

— Разгром противника в Северодонецко-Лисичанской агломерации, который позволил освободить территорию ЛНР. Далее по значению можно поставить окружение и разгром Мариупольской группировки ВСУ. В обоих сражения противник понес тяжелейшие потери в живой силе и технике, потеряв крупные города и оставив большие территории.

Новости партнеров

Кроме того, победа под Мариуполем позволила России пробить сухопутный коридор в Крым и сделать Азовское море внутренним морем России.

— Аналогичный вопрос, но со знаком минус. Какая из неудач произвела на Вас наиболее тягостное впечатление?

Поражение под Балаклеей, которое повлекло за собой вынужденный отход из Изюма и последующую потерю Купянска и Красного Лимана. Об этом ударе предупреждали, но должных мер предпринято не было, ввиду чего были допущены потери территории и значительной материальной части. С военной точки зрения, это самое значимое наше поражение в 2022-м году.

— Сейчас, спустя 10 месяцев после начала СВО, можно ли сказать, что мы оказались недостаточно подготовленными к тому уровня военного конфликта, который имеет место на Украине?

— Как показали события на фронте, никто не был в полной мере готов к тому типу войны, которая началась на Украине. В том числе и Россия, которой приходится адаптироваться к тому типу войны, к которой она не готовилась. Как указывал еще в марте, война будет идти по пути сириизации, что подразумевает протяженные фронты и неопределенную длительность войны с ее максимальной интернационализацией. Проблемы РФ носят в основном объективный характер, что дополнительно усугублялось различными невынужденными ошибками организационного и управленческого характера, часть из которых уже осенью были признаны официально.

— Одними из главных героев СВО стали бойцы ЧВК «Вагнер», которые отлично проявили себя в боевых действиях. Было ли это ожидаемо, учитывая участие данной ЧВК в Сирийской войне, или это всё же стало некой неожиданностью?

— Так как следил за операциями ЧВК «Вагнер» в Сирии, Ливии и Африке, то никаких особых удивлений по поводу ее успехов нет. Качественную штурмовую работу «Вагнера» можно было наблюдать в Сирии (например, при штурме Пальмиры и Акербата) или в Ливии, во время боев за Триполи. Разумеется, для тех, кто не отслеживал работу «Вагнера» на удаленных ТВД, успехи ЧВК стали в определенной степени неожиданными. Главный же итог этого участия — ЧВК получили окончательную легализацию в России, даже в отсутствии закона о регламентации деятельности ЧВК. Не де-юре, но де-факто.

— Какой главный внутриполитический итог прошедших месяцев? 

Новости партнеров

— Россия окончательно обрела полный военно-политический и экономический суверенитет. Текущий миропорядок разрушается, и Россия ведет борьбу за свое место в будущем многополярном мире. Теперь все зависит только от нас самих. В отличие от большинства других стран, не обладающих военно-политической субъектностью, мы теперь полностью независимы, что само по себе оправдывает начало СВО, хотя, даже по признанию Путина, с этим запоздали, идя на поводу у обещаний Запада.

Эти процессы серьезно затрагивают внутреннюю ситуацию в стране. Изменения в обществе мне нравятся, но они все еще недостаточны. Должно пройти еще некоторое время, прежде чем мы полностью рассчитаемся со «святыми 90-ми» и выплатим по ним все векселя.

— Какие страны за эти месяцы проявили себя как надежные партнеры России? И, напротив, какие государства разочаровали своей позицией?

— Китай, Иран, Венесуэла, КНДР, Белоруссия, Куба. Насчет разочарований — у меня их нет. Все ведут себя в пределах ожиданий, даже некоторые партнеры по ОДКБ, от которых я изначально ничего не ожидал (это не касается Белоруссии, которая в меру возможностей оказывала содействие РФ).

Отдельно стоит выделить Турцию, которая сидит на двух стульях и руководствуется собственной выгодой. Несмотря на поставки оружия на Украину, Эрдоган остался полезным попутчиком России, помогая процессам переориентации торговых потоков и выстраиванию схем параллельного импорта. «Друг Реджеп» — не союзник, и спину ему подставлять не рекомендуется, но схема взаимодействия «ничего личного — просто бизнес» всё еще работает.

— На Ваш взгляд, насколько СВО приблизила Россию и США к возможности прямого столкновения? Или же данные риски имеют совершенно иную природу?

— Эти риски весьма высоки, и такое столкновение может произойти уже в 2023-м году. Причины очевидны — США, не сумев добиться поражения и капитуляции России, вынуждены продолжать повышать ставки, но ходов у них осталось немного, прежде чем вопрос применения ядерного оружия выйдет на первый план, как в 1962-м или 1983.

Россия не заинтересована в таком ядерном кризисе, но к нему надо быть готовым в случае нападения НАТО на Белоруссию или Калининград. Чем лучше Россия будет доносить подобные перспективы до Запада, тем больше шансов на то, что пресловутую красную линию не пересекут. Пока же мы видим, как красные линии России подчеркнуто игнорируют, т.к. они не грозят Западу уничтожением. Запад понимает лишь силу, а не озабоченности с протестами в обнимку.

— Насколько адекватна точка зрения, что весь 2022-й год был своего рода подготовкой к решающей кампании года 2023-го?

— На мой взгляд, это упрощение. 2022-й был первым годом войны, которая не обязательно будет идти всего 2 года. Учитывая опыт ирано-иракской и индо-пакистанской войны, а также опыт Сирии, такая война может идти гораздо дольше. США откровенно планируют сопровождение войны до 2025-2026 гг. Надо делать то же самое, формируя готовность и возможности вести такую войну в течение нескольких лет, попутно занимаясь вопросами модернизации страны под текущие реалии.

Холодная война, вне зависимости от сроков войны на Украине, будет идти долго, точно так же, как окончание Корейской войны не привело к окончанию войны Холодной. Надо настраиваться на длительный конфликт и серьезную работу по развитию страны в новых реалиях.

Санкции в обозримом будущем не снимут. Также вероятны другие конфликты, где РФ и США будут сталкиваться на территории третьих стран. Кто помнит прошлую Холодную войну, в курсе, как это бывает. Касательно чисто военных успехов на фронте, тут все зависит исключительно от военных и того, как они будут вести кампанию 2023-го года.

asd.news





«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские Вооруженные силы нанесли ракетный удар по Украине. Целью атаки стал...

«Орешником» Путин снова ответил так, как не ждал никто

То, что на удары ATACMS и Storm Shadow Россия не может не отреагировать, было понятно любому, кто хоть немного знаком с принципами конфликтологии государственного...

Александр Носович: Против России воюет именно Восточная Украина

Южмаш как точка перехода глобального конфликта вокруг Украину в качественно новую фазу - это очень важно и показательно. Эта та точка опоры, оттолкнувшись от...

Читайте также

ATACMS готовы бить по России: Запад ждет решения Путина

Западные страны, а конкретно — США, Великобритания и Франция, дали разрешение Киеву на применение...

У России есть ракет ещё на две-три Украины

Переизбыток электроэнергии на Украине, которым на прошлой неделе хвастались в Киеве, внезапно обернулся крупной...

Как ВС РФ ломают оборону ВСУ у Купянска и Часова Яра

Российские войска в последние несколько дней существенно продвинулись в ряде важнейших участков. Оборона противника...