США пообещали Украине комплекты JDAM, превращающие обычные боеприпасы в высокоточные. Однако у ВСУ с этой новинкой могут возникнуть проблемы.
«Экзоскелет» для бомбы
Новости партнеров
Joint Direct Attack Munition («унифицированный боеприпас для непосредственной атаки цели») позволяет сделать из бомбы свободного падения прицельное оружие. Для этого к середине снаряда прикрепляют крылья, а к хвосту — блок c аэродинамическими рулями.
Также в хвостовом блоке находится мини-компьютер с навигационным оборудованием.
Эта разработка Boeing во многом предвосхитила GLSDB — «умную» авиабомбу, которую адаптировали для запуска с земли. Правда, речь только о легких снарядах.
JDAM предназначены для более тяжелых бомб. Соединенные Штаты устанавливали эту систему на Мark-82, Mark-83 и Mark-84 весом в 227, 454, 907 килограммов соответственно.
Точнее и дальше
Примечательная особенность JDAM — относительная дешевизна. Один комплект, по данным американского ВМФ, обходится в 24 тысячи долларов. Естественно, экспортная цена может быть в два-три раза дороже.
Изначально JDAM позволяла боеприпасу маневрировать в радиусе 30 километров. В более современных модификациях этот показатель улучшили до 70-80 километров. Какую версию получит Киев, неизвестно.
Новости партнеров
Боеприпасы выбирают цель благодаря инерциальной системе наведения в тандеме с GPS. Координаты можно задавать и на земле. Отклонение редко превышает десять метров.
Обкатанная технология
К сочетанию двух столь разных способов наведения обратились после операции «Буря в пустыне». В ближневосточных условиях предыдущее поколение — лазерные и инфракрасные датчики — проявляли себя не лучшим образом.
И уже в Югославии американские ВВС применили новинку — бомбардировщики B-2 Spirit с базы Уайтмен сбросили более 650 бомб с JDAM, поразив 87 процентов целей.
Однако последующие кампании в Афганистане и Ираке показали, что для уничтожения движущихся объектов эта система не подходит. Решила проблему LJDAM с лазерной ГСН, позволяющей контролировать снаряд в конечной части траектории.
Влияние на бои
Правда, в восточноевропейском климате JDAM не испытывали. Да и характер боевых действий на Украине иной, отмечает авиаэксперт Владимир Карнозов.
К тому же США привыкли применять систему, господствуя в воздухе. Однако ни сопоставимых самолетов, ни современных комплексов ПВО у Киева нет.
Новости партнеров
«Украинская авиация не в состоянии активно помогать войскам, — считает специалист. — Мы наблюдаем только единичные полеты. Практически все, что поднимается в воздух, сразу сбивают. Поэтому интенсивно использовать такие бомбы не смогут».
После распада Советского Союза Украине достался большой авиапарк военных самолетов, основу которого составляли разработанные в 1970-е МиГ-29. Только истребителей этой модели было до 200 штук. Почти все продали за рубеж. А машины, базировавшиеся в Крыму, достались России в 2014-м.
В итоге, по данным ежегодного справочника World Air Forces от Flight Global, авиапарк Украины насчитывал:
— 43 МиГ-29;
— 12 Су-24;
— 17 Су-25;
— 26 Су-27.
Еще шесть Су-27 и восемь МиГ-29 числились как тренировочные.
С весны ВСУ неоднократно получали такие же машины от стран — бывших членов Организации Варшавского договора. Но Киев хочет как минимум американские F-16. В идеале — новейшие F-22 и F-35.
Вашингтон отказывает — ссылаясь в том числе на сложности обучения привыкших к советской технике пилотов.
Украинские самолеты регулярно сбиваются российскими истребителями и силами ПВО — только на этой неделе, по официальной информации, Киев потеряли четыре МиГ-29 и два Су-25. То есть Украине банально не хватает средств доставки для бомб, оснащенных JDAM.
Но и для того, чтобы бомбы «поумнели», потребуется время. Устройства, предназначенные для американских бомб Mark разных моделей, еще предстоит приспособить к устаревшей технике и боеприпасам.