Конгресс США проголосовал за рекордный по объёмам военный бюджет, в котором предусмотрены средства не только на оборону и безопасность, но и на вмешательство в международные дела. Похоже, теперь и Пентагон занялся большой политикой — такие наступили времена.
Бюджет Пентагона на 2023 год составляет 858 миллиардов долларов, что почти на 10% больше, чем в прошлом году. Причём оплачиваются не только боевая техника и вооружения, но и определённого рода «деятельность» по украинскому и тайваньскому направлениям, однако приоритет остаётся за «сдерживанием» России. В частности, помимо традиционных военных способов давления на нашу страну, в документе объёмом 4408 страниц напрямую упоминается о стремлении исключить нашу страну из международных структур, включая «Большую двадцатку».
Новости партнеров
Не верите на слово, читайте: «Политика Соединённых Штатов заключается в том, чтобы в максимально возможной степени не допускать государственных служащих Российской Федерации к участию в собраниях, заседаниях и иной деятельности следующих организаций: G20, Банк международных расчётов, Базельский комитет по банковскому надзору, Совет по финансовой стабильности, Международная ассоциация страховых надзоров, Международная организация комиссий по ценным бумагам», — говорится в главном финансовом документе Пентагона.
Просто так изгнать Россию из «двадцатки» невозможно, поскольку организация эта неформальная, соответственно, все вопросы решаются по договорённости между самими участниками, а не генералами из американского военного ведомства. Кроме того, в этом формате (в отличие от «семёрки») далеко не все страны безоговорочно принимают прозападную позицию — уж слишком много натерпелись они от США и Европы. Однако американские законодатели нашли выход из ситуации и решили для начала взяться за российских представителей в упомянутых выше организациях (Банк международных расчётов, Совет по финансовой стабильности и т.д.), реализующих решения G20. Кстати, закреплённая в документе мера воздействия была озвучена ещё 24 марта 2022 года Джозефом Байденом, однако сама идея — польского происхождения.
За девять дней до высказывания мистера Байдена министр иностранных дел Польши Збигнев Рау объявил, что, дескать, его страна готова заменить Россию в «двадцатке», а потом уже и агентство Reuters сообщило, что исключение нашей страны из G20 предложила Польша. Это неудивительно, поскольку польские националисты уже давно мечтают перехватить ведущую роль в Евросоюзе у Германии, поэтому готовы озвучивать самые сокровенные желания англосаксов, нисколько не смущаясь, что бегут впереди паровоза. Опередили даже украинцев, которые внесли в Верховную раду проект обращения к G20 с просьбой исключить Россию из состава группы только в ноябре.
Помимо попыток изгнать Россию из международных организаций, конгрессмены одобрили инициативу по отжиманию у России её сбережений — блокировка золотовалютного резерва, а также санкции в отношении операций, совершаемых с российским золотом. При этом планируется наказывать не только российские организации, но и иностранные, если контрагентом выступает Россия или её представители. Таким образом этот пункт военного бюджета перекроет воздух банкам, дилерам и ювелирам, мало-мальски связанным с США.
Согласно тексту раздела о санкциях, через 90 дней после принятия закона они должны быть введены против иностранцев, которые участвовали в «значительных транзакциях по продаже, поставкам или передаче (включая транспортировку) золота напрямую или косвенно Российской Федерации или из неё». Такие же ограничения накладываются на операции с Правительством РФ, включая резервы Центрального банка, находящиеся за пределами РФ.
«Крупные запасы золота — один из немногих остающихся активов, которые Путин может использовать для финансирования жестокого и кровавого экспансионизма своей страны. Вводя санкции против этих резервов, мы можем ещё сильнее изолировать Россию от мировой экономики и осложнить ведение Путиным военной кампании, которая становится всё более дорогой», — заявил сенатор США Ангус Кинг, предлагавший ограничить операции с российским золотом ещё в марте. Его соратники уверены, что эта мера создаст условия для введения потолка цен и вынудит Россию продавать золото с дисконтом. Однако в попытках наложить руку на российский драгметалл, конгрессмены явно упустили из вида проблемы, связанные с введением потолка цен на российскую нефть.
Напомним, что эти меры включали три пункта:
Новости партнеров
- запрет на импорт нефти из РФ дороже 60 долларов за баррель;
- запрет на перевозку российской нефти, которая продаётся по цене выше установленного лимита (даже в третьи страны);
- запрет на проведение техобслуживания танкеров и на страхование перевозки нефти из РФ, если она продаётся дороже лимита (в том числе и в третьи страны).
Однако вопреки ожиданиям американских конгрессменов и генералов, занявшихся, мягко говоря, не своим делом, попытка затягивания нефтяных гаек извне привела к увеличению экспорта российского чёрного золота. Так, за одну только неделю (со 2 по 9 декабря) из российских портов ежедневно вывозились по 3,5 млн баррелей нефти. Кроме того, страны, не поддержавшие антироссийские санкции, получают российскую нефть с существенными скидками (по информации Bloomberg, стоимость российской нефти сорта Urals при отгрузке из балтийских портов опускалась ниже 44 долларов за баррель). Также следует уточнить, что большая часть импортёров — страны Азии.
И вообще, в нефтяном вопросе Россия предпочла не подставлять вторую щёку — как и было неоднократно заявлено, Кремль запретил продавать нефть странам, поддержавшим «потолок». С золотом наблюдается такая же картина. По данным китайского портала Baijiahao, потоки российского драгметалла оперативно переориентировались на Китай, Индию и ОАЭ. Как и в случае с нефтью, образовался дефицит золота в Европе. На этом фоне, отмечают аналитики Baijiahao, «статус доллара снижается, многие страны отказываются от американских ценных бумаг, предпочитая хранить деньги в золоте».
Вашингтону, естественно, такой тренд не по душе. Поэтому США стремятся укрепить доллар за счёт удешевления «солнечного металла» и тем самым обеспечить себе «национальную безопасность», о чём говорится в военном бюджете. Если называть вещи своими именами, получается, что американцы, помимо нефти, собираются регулировать цену ещё и на золото, и миссия эта поручена Пентагону.
Впрочем, не только военные лоббисты суют свой нос в чужие дела. Ещё в апреле глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель, за последний год прославившийся рекордным числом откровенно недипломатичных изречений, сделал следующее заявление: «Эта война должна быть выиграна на поле боя». Впрочем, он и сейчас, будто не дипломат, а полевой командир, предлагает продолжать в том же духе, «пока Украина не победит». И если поначалу Евросоюз использовал ситуацию на Украине, чтобы избавиться от военного хлама в своих арсеналах, то теперь приходится отрывать вооружения и боеприпасы, ещё хранящихся на опустевших складах, в буквальном смысле от сердца.
Впрочем, даже разрекламированные образцы западной боевой техники не гарантируют ВСУ серьёзные успехи — к примеру, 55% немецких танков Leopard II нуждаются в ремонте. При этом сам европейский ВПК, ещё в 1990-е годы уступивший собственный рынок американскому, не обеспечивает потребности европейских стран в современных вооружениях. Но это так, заметки между строк…
А возвращаясь к еврокомиссару, который по должности обязан заниматься дипломатией, а не призывами типа Drang nach Osten, стоит вспомнить и о трансатлантической повестке, которую он озвучил. Выступая на межпарламентской конференции Европарламента в Праге, Боррель неожиданно перешёл на родной испанский и назвал Россию «фашистским государством с фашистским режимом». Позднее, правда, пытался оправдаться ошибкой переводчика, но из песни слов не выкинешь.
В общем, глава европейской дипломатии стал как бы олицетворением деградации своей (и западной в целом) сферы деятельности. Но это по нынешним временам, скорее, норма, чем исключение, эпоха постмодернизма, в которой мы живём — это и есть деградация международного права и размывание норм, более-менее поддерживавших баланс в мире.
«Международное право более не воспринимается как законное ограничение на применение силы западными державами, при том, что принудительное вмешательство западных держав в дела других государств всё более легитимируется посредством «международного правосудия». Разрыв между «правосудием» и «законностью» привёл к деградации международного права, а не его развитию», — утверждал британский историк Дэвид Чандлер в 2002 году, после англосаксонского ответа на события 9/11.
Новости партнеров
Иначе говоря, явления, описанные Чандлером, положили начало переходу от остатков модерна (эпохи мировых войн и биполярной системы) к постмодерну, характеризующемся массовым превращением стран в условно-независимые, находящиеся под пятой у США, глобализацией и разрушением барьеров — культурных, исторических, политических и моральных.
Именно потому, что ультраглобалисты не оставляют надежд превратить международное сообщество в псевдоинтегрированное месиво (а по факту — в одну глобальную колонию, подчинённую некоей метрополии), не стоит удивляться, что на Западе сохранение исторической памяти, традиций (на глобальном уровне — правовых норм, регулирующих военную и мирную деятельность) и гуманизма в праве и отказ подчиняться трансатлантической гидре, приравниваются к фашизму. Хотя на самом деле это откровенная подмена понятий — политическое шулерство. Если хотите — спецпропаганда.
И вот что примечательно. Обычно такие технологии применяются, когда мир оказывается на грани переломных событий. Может быть, именно по этой причине Конгресс США экономику и большую политику перепоручил генералам, а евродипломатия публично занимается разжиганием войн. В общем, всё смешалось…