ГлавноеАналитикаСаудиты ушли от США к Китаю и России

Саудиты ушли от США к Китаю и России

Опубликовано

Председатель КНР Си Цзиньпин совершает трехдневный госвизит в Саудовскую Аравию, где его принимают как дорогого гостя. Президента США Байдена те же саудиты недавно принимали как бедного родственника. Дело, однако, не в личностях, а в том, что Эр-Рияд отказался от политического союза с США в пользу партнерства с Россией и Китаем.

К королю приехал император. Именно эта мысль сейчас проходит через многие западные и некоторые арабские СМИ, которые пишут о визите лидера КНР Си Цзиньпина в Королевство Двух Святынь.

Новости партнеров

Причем императором товарищ Си является не только из-за упрочения своего лидерства в КНР (коммунистических лидеров иногда называют династией Красных императоров). Речь тут идет, скорее, о самом настоящем императорском приеме, который ему оказали. Приеме, который не получал даже вроде как главный саудовский союзник – Соединенные Штаты.

«Этим летом Саудовскую Аравию посещал президент Байден, и его встречали совсем не так, как ныне встречают Си Цзиньпина. Тогда были какие-то ужимки, а сейчас – самое настоящее торжество. Если уж сравнивать антураж нынешнего саммита, то по уровню он соответствует тому, который был в ходе визита в Саудовскую Аравию Владимира Путина. И тогда, и сейчас руководство Саудовской Аравии подчеркнуто демонстрирует свое уважение к высокому гостю», – поясняет политолог, эксперт РСМД Елена Супонина.

Почему такая разница (и разница именно демонстративная) в оформлении визитов? Прежде всего, из-за их целей.

Байден приезжал в Саудовскую Аравию извиняться перед кронпринцем Мохаммедом бин Салманом, которого американский президент попытался «закенселлить» в мире за причастность к убийству саудовского журналиста Джамаля Хашогги. А Си Цзиньпин привез в Саудовскую Аравию будущее. Технологии (столь нужные королевству в рамках его программы по модернизации), а также деньги.

«Товарооборот между арабскими странами и Китаем растет семимильными шагами – он уже превысил 300 млрд долларов в год. Если брать саудовско-китайскую торговлю, то там уже более 80 млрд долларов в год. И это при том, что начинали они лет тридцать назад с цифры примерно в полмиллиона», – говорит Елена Супонина.

Вот и сейчас, во время визита товарища Си были подписаны более 30 соглашений на сумму в 30 млрд долларов, что превышает годовой торговый оборот между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами.

При этом китайские деньги не имеют политической нагрузки. Китай не ставит свои инвестиции в зависимость от соблюдения Эр-Риядом прав человека или выполнения каких-то других условий, идущих вразрез с принципом суверенитета.

Новости партнеров

И это ключевое отличие китайского и американского подходов. Из-за этой принципиальной разницы нынешний визит Си Цзиньпина является частью дрифта Саудовской Аравии – некогда ключевого союзника Соединенных Штатов в регионе – в сторону многополярности.

Раньше саудитов полностью устраивали эксклюзивные отношения с Соединенными Штатами, их моногамный или, как говорят некоторые эксперты, «католический брак».

Он был браком по расчету, когда США получали саудовскую нефть, а Саудовская Аравия – американскую военно-политическую крышу, благодаря которой могли защищать свои нефтяные месторождения как от социалистов, так и от местных диктаторов наподобие Саддама Хусейна.

Однако те времена давно прошли. Саудовскую нефть с американских рынков выкинули американские же компании. Военно-политическая крыша от Соединенных Штатов стала крайне некачественной. Американцы начали вести себя с арабами слишком высокомерно. А арабы стали слишком развитыми и успешными для того, чтобы эту высокомерность терпеть. Особенно при Байдене.

«Определенная часть американской элиты обеспокоена происходящим. Она считает, что администрация Байдена совершает слишком много ошибок по отношению к Ближнему Востоку», – говорит Елена Супонина.

Начала эта администрация, как отмечалось выше, с попытки устроить дипломатический бойкот принцу Мохаммеду – человеку огромных амбиций и претензий, а потому очень ценящему демонстративное уважение к своей персоне. А закончила вчерашним заявлением пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер о том, что арабские монархии не были посредниками в деле обмена Виктора Бута на Бриттни Грайнер.

«Единственными странами, которые вели переговоры по этой сделке, были США и Россия, и никакого посредничества не было. Мы благодарны ОАЭ, как заявил президент, за содействие в деле использования их территории для проведения обмена. Мы также благодарны другим странам, включая Саудовскую Аравию, которая урегулировала вопрос о наших несправедливо задержанных американцах с российским правительством», – заявила пресс-секретарь.

И дело тут даже не в том, что арабские страны такими посредниками были. А в том, что даже если бы они таковыми не были, то нужно было сказать, что были. В случае с Мохаммедом бин Салманом лесть, повышающая его статус и значимость, – это не ложь, а инвестиция в двусторонние отношения, которая чревата многочисленными экономическими и политическими дивидендами.

Новости партнеров

Это понимают в Москве (отчасти благодаря чему Саудовская Аравия приняла решение о сокращении добычи нефти, обнуляющее все попытки США ввести нефтяное эмбарго в отношении РФ). И это понимает Пекин.

Китайский лидер в ходе своего визита заявил, что «Китай ставит развитие отношений с Саудовской Аравией на приоритетное место в своей дипломатии на Ближнем Востоке», а также дал понять, что подставит плечо саудитам (и лично кронпринцу Мохаммеду) в реализации их глобальных амбиций.

Именно поэтому Саудовская Аравия, по сути, отказывается от католического брака с Соединенными Штатами в пользу мусульманского, где можно иметь несколько жен. То есть, проще говоря, уходит от эксклюзивных отношений в сторону диверсификации внешних связей.

И чем больше в США отказываются признавать этот переход, тем больше саудовцы упорствуют в своем намерении. Чем больше в американских СМИ появляется статей о том, что Эр-Рияд ведет «предательскую» политику, тем больше саудовские издания заходят за грань дипломатического этикета.

«В саудовских СМИ в последнее время идет беспрецедентная критика Соединенных Штатов. В отношении Байдена постоянно появляются какие-то издевки, делаются юмористические передачи на тему того, как он что-то забывает или путает», – говорит Елена Супонина.

Естественно, про китайского лидера в них нет ни грамма критики. И не будет.

vz.ru





Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных сил России, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире,...

Ростислав Ищенко. Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необратимым...

Ростислав Ищенко: Если человечество хочет жить, Украина должна умереть

Запад готов поставить диктатуре Зеленского любое оружие Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу...

Читайте также

Украина решилась на беспрецедентный шаг

Пока весь мир гадает, когда и как именно новоизбранный американский президент Дональд Трамп будет...

Чем Трамп может угрожать России

План мирного завершения конфликта на Украине, представленный советниками Трампа, полон противоречий и совершенно неприемлем...

Украину придётся уничтожить

После ударов западным оружием по России суть конфликта изменится кардинально Вброс западной прессы про разрешение...