Почему президент Белоруссии вдруг возжелал «защищать внешние границы Союзного государства»
После телефонного разговора Путина и Лукашенко в Минск по приглашению президента Белоруссии прибывает министр обороны РФ. На публичной части встречи Батьки с Сергеем Шойгу Александр Григорьевич рассуждает о коварстве Запада, недобросовестности украинской стороны, о готовности к защите «рубежей Союзного государства» и о том, что российские и белорусские вооруженные силы сейчас действуют как «единая армия и единая группировка». Как все это выглядит в глазах тех, кто не очень глубоко погружен в белорусские проблемы? Как свидетельство того, что официальный Минск может стать активным участником российской специальной операции на Украине. Чем все это является на самом деле? Точно не тем, чем кажется. Лейтмотивом почти трех десятилетий пребывания Лукашенко у власти в Белоруссии всегда была его способность осыпать в нужные моменты Россию велеречивыми комплиментами и при этом очень мастерски защищать свои собственные интересы. Нынешняя ситуация не является исключением.
Помните жаркое белорусское лето 2020 года? Жаркое — прежде всего не в климатическом, а в политическом смысле. Едва насмерть не рассорившись с Москвой перед очередными президентскими выборами из-за хитроумной украинской интриги, после выборов Лукашенко столкнулся лицом к лицу с перспективной крушения пирамиды собственной власти под натиском уличной оппозиции. В течение нескольких недель все висело на волоске. Но потом чаша весов начала медленно склоняться в сторону Батьки. Путин публично заявил о готовности России отправить в Белоруссию «полицейские силы». А сам Лукашенко наглядно показал, что, в отличие от Януковича, он готов самолично защищать свое президентство с автоматом в руках. В конце концов непримиримую оппозицию удалось частично выдавить за границу, частично запугать, частично пересажать.
Новости партнеров
Почему я вдруг решил вспомнить эту «древнюю историю»? Потому что в каком-то смысле она вовсе не «древняя история», а по-прежнему самое что ни на есть настоящее. Та часть белорусской оппозиции, которую Батьке удалось выдавить за границу, не сидит сложа руки. Да, самопровозглашенный «переходный лидер» Белоруссии Светлана Тихановская — это скорее пародия на «серьезную угрозу Лукашенко». Но кроме этой опереточной фигуры у белорусской оппозиции за рубежом есть и другие знаковые деятели. Вот один из них — руководитель силового блока в «Объединенном переходном кабинете» Тихановской, бывший кадровый офицер Советской Армии Валерий Степанович Сахащик.
В эпоху Советского Союза Валерий Сахащик окончил Московское высшее военное командное училище имени Верховного Совета РСФСР и успел послужить в гвардейской десантно-штурмовой бригаде в Забайкальском военном округе. А в независимой Белоруссии он был командиром 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой Брестской Венской Краснознаменной бригады. И вот в начале декабря человек с такой биографией публично заявил на пресс-конференции о создании «специальной белорусской воинской части в Украине». При этом Валерий Сахащик, правда, оговорился: «Эта сила, конечно, же не пойдет каким-то маршем на Минск… Такие действия возможны только по мандату Совета Безопасности ООН. Мы живем в цивилизованном мире. Ни одна из европейских стран, в том числе и Украина, которая стремится вступить в ЕС, не даст разрешения на своей территории создать что-то для агрессии в отношении другого государства». Похвальная, хотя и несколько неправдоподобно звучащая законопослушность и похвальная, хотя и откровенно наивная вера в «европейские идеалы».
Но лидеры других военизированных подразделений белорусской оппозиции на иностранной территории — например, созданной в Польше группы «Посполитое рушение» — выражаются с куда большей откровенностью. Среди заграничных оппонентов Батьки полно желающих попробовать его режим на зуб. Прибавьте к этому «оторванность» властей граничащих с Белоруссией Польши и Литвы, которые не считают Лукашенко законным президентом. И вы получите не самую веселую картину: попытка замутить во владениях Батьки гражданскую войну в одном флаконе с иностранной интервенцией — это вовсе не научная фантастика. Сам Александр Григорьевич с его развитыми политическими инстинктами точно относится к такой возможности со всей серьезностью. Вот здесь и следует искать корни его внезапно возникшего желания защищать совместно с Россией «внешние границы Союзного государства».
И пусть моя ирония не вводит в вас заблуждение. Речь действительно идет о крайне серьезной опасности — и для режима Лукашенко, и для рядовых граждан Белоруссии, и для России. Интересы официального Минска и официальной Москвы в данном вопросе совпадают. А когда интересы совпадают, то «объективные сложности», которые все блокировали в течение многих лет, вдруг растворяются словно туман. Сколько я себя помню, Союзное государство России и Белоруссии всегда было достаточно фантомным образованием. Но, как только стало горячо, у него за одну секунду появились фактически «объединенные вооруженные силы». Что и требовалось доказать: Александр Лукашенко всегда знает, что отвечает его интересам в данный конкретный момент времени.