Президент в своем выступлении на Валдае провозгласил «мир без гегемона» — новый миропорядок, в котором не будет сверхдержав и в котором сильные вообще не будут диктовать свою волю слабым. Мир справедливости и главенства международного права. Мир права, а не каких-то там правил, неизвестно кем придуманных и неизвестно как установленных.
Все это хорошо и правильно и когда-нибудь наверное именно так всё и будет. Во всяком случае должно быть. Хочется верить.
Новости партнеров
Но пока… пока, как заметил в одной из реплик ведущий дискуссии на том же Валдае, — «не преодолели».
Гегемон пока существует. И складывать свои полномочия со словами «повеселились и хватит» он явно не спешит. Даже не планирует.
Наоборот, гегемон полон решимости переустроить миропорядок таким образом, чтобы можно было «гегемонить» еще лет сто, не меньше.
В этом как раз и заключается предмет нынешней войны — и на Украине и вообще. И в экономике. И в информационном пространстве — в головах, победа в которых определяет очень многое, если не всё.
И нынешними масштабами война вряд ли ограничится. Скорее всего война выйдет за пределы Украины на земле и за рамки приличий в политике, экономике и общественном сознании. Уже начала выходить.
Гегемон категорически не желает ни сдаваться, ни договариваться.
Все действия Вашингтона и его европейских вассалов на Украине, их политические заявления свидетельствуют о том, что гегемон твердо настроен повышать ставки и идти до конца.
Новости партнеров
Об этом можно судить и по подрыву Северного потока, который по существу положил начало мировой торговой и инфраструктурной войне.
Об этом можно судить и по тому, что западные политики стали слишком уж часто рассуждать о применении ядерного оружия. А Украина по данным российской разведки занимается подготовкой провокации с использованием так называемой грязной бомбы.
США явно намерены вывести конфликт на новый уровень.
На самой Украине в дополнение к наемникам появились польские и румынские кадровые военные, пока неофициально, но уже в достаточно большом количестве чтобы можно было констатировать, что война стала переходить из прокси-формата в формат ограниченной войны с НАТО.
В Румынии размещена целая дивизия США. Хотя по другим данным не целая, а только половина дивизии. Но это все равно достаточно крупное подразделение. Официально — для учений. На самом деле — догадайтесь сами, для чего.
В общем, гегемон категорически не согласен с предложенной президентом России моделью миропорядка без гегемона.
Оно и понятно — когда такое было чтобы гегемоны или иные диктаторы добровольно складывали полномочия, да еще и находясь на пике могущества.
Правда США давно уже прошли пик своего могущества.
Новости партнеров
Пиком могущества США наверное можно считать 91-й год, когда они победили своего главного геополитического противника, каким был Советский Союз и уверовали, что никто больше не помешает им править миром и далее всё будет только так, как они сами решат.
Эта уверенность в собственном могуществе, величии, своей исключительности и превосходстве над всеми остальными, в совокупности с исчезновением сильного противника, способного поставить на место и вернуть чувство политической реальности, сыграла с США злую шутку.
После 91-го американская политика начала довольно быстро деградировать.
Первым показательным случаем деградации американской политики была бомбардировка Белграда. Это было явным перебором и сыграло не последнюю роль в том, что президентом России стал Путин, который начал играть в свою игру и принял целый ряд решений, идущих вразрез с американской гегемонией. И в конце-концов начал спецоперацию «поперек всякой гегемонии». И дошел до того, что провозгласил мир без гегемона вообще.
И хотя гегемон пока жив и продолжает думать, что весь мир вертится вокруг него, заявление Путина само по себе говорит о том, что вертится уже далеко не весь и совсем не так ровно, как прежде.
И даже тот мир, который пока еще продолжает вертеться вокруг США, начинает делать это со скрипом и с какими-то нехорошими вибрациями.
К примеру, Саудовская Аравия, которая всегда считалась главным партнером США на Ближнем востоке, в последнее время начала принимать решения идущие вразрез с интересами Вашингтона. Взять хотя бы решение о сокращении добычи нефти в то время, когда США требовали увеличения.
Китай вообще отказался поддерживать антироссийские санкции.
Даже в Европе начались какие-то брожения. Германия и Франция выдвинули условие, что если США продолжат перетягивать к себе производство из Европы, они примут меры. Венгрия и вовсе заартачилась.
Но главное — это конечно проблемы в экономике.
Инфляция в США бьет рекорды. Американский долг достиг совершенно астрономической величины в 30+ триллионов, что составляет почти 100 тысяч долларов на каждого взрослого американца. Печатать доллары больше нельзя — инфляция рванет. Не печатать — тоже нельзя, нечем будет обслуживать долги.
Экономическое могущество США уже явно не на пике, это очевидно для всех, кто в теме.
Китай по ряду показателей уже стал первой экономикой мира и всё идет к тому, что скоро станет первой во всём.
Еще и Россия задумала неладное — перевести расчеты за свои ресурсы в рубли и другие национальные валюты. И что самое нехорошее для США — многим идея понравилась. Правда реализуется этот замысел «ни шатко ни валко», можно даже сказать «поговорили и разошлись», но сама по себе направленность мыслей для США совершенно неприемлемая.
Поэтому можно констатировать, что гегемон уже не тот, что прежде.
Пик могущества пройден и тенденции не в пользу США.
Но проблема в том, что сам Вашингтон продолжает считать себя сильным и могущественным. Главным и единственным, кто может и должен управлять этим миром. Об этом ясно высказался в своем выступлении госсекретарь США Энтони Блинкен (он же Антон Блинкин).
Проблема в том, что американский истеблишмент продолжает жить и принимать решения, считая США мировым гегемоном и совершенно не допуская мысли, что это может быть как-то иначе и мир может быть каким-то другим.
США давно уже прошли пик своего могущества, американская политика деградирует 30 лет, с самого момента победы над СССР, каждый следующий американский президент слабее и дурнее предыдущего, исключением был наверное только Трамп, хотя исключение как обычно лишь подтверждает правило. Американская экономика тоже давно прошла свой пик.
Но в сознании американского истеблишмента, политической элиты, руководства — США по-прежнему «пуп Земли», самая могущественная держава, сверхдержава, флагман демократии, оплот свободы, главный и единственный, кто может и должен управлять всем миром.
Проблема в том, что американский истеблишмент твердо убежден, что миром должен управлять кто-то один. Их философия и политическое мышление просто не допускает мысли, что у мира не будет единого управляющего и единого центра принятия решений. Они рассматривают такой миропорядок как неуправляемый хаос, бардак, упадок и дикость. Джунгли, как выразился Жозеп Боррель, которые угрожают цветущему саду.
И это действительно проблема.
Американский истеблишмент, политическое руководство, глобалисты — категорически не готовы согласиться с утратой США статуса мирового гегемона, потому что не представляют себе мира без гегемона вообще и твердо убеждены, что если США не будут гегемоном, то гегемоном будет кто-то другой, Китай или Россия, а этого они допустить тем более не могут.
И поэтому…
Драка за мир без гегемона обещает быть серьезной.
Драться за мир без гегемона предстоит с самим гегемоном, который категорически не допускает мысли, что мир должен остаться без него и стать каким-то другим, не таким как он решил.
И хотя США уже прошли пик своего могущества и гегемон уже не тот, что прежде, но он пока еще гегемон. И пока еще достаточно силен чтобы отстаивать свои позиции.
И доллар по-прежнему остается мировой валютой, которую даже Россия продолжает использовать в расчетах, причем довольно активно. Не говоря уже про всех остальных.
И США остаются ядерной державой, что немаловажно. А риторика западных политиков последнего времени дает основания думать, что в США рассматривают варианты применения ядерного оружия, которые не вызовут ответного удара по их территории. И такое направление западной политической мысли не может не тревожить.
Но даже если обойдется без обмена ядерными ударами, драка все равно будет очень серьезной. Украина — это только начало. И начало само по себе очень непростое.
И нет никаких сомнений, что стараясь сохранить за собой роль гегемона, переустроить мир по-новому, но в своих интересах, реструктуризовать (а то и вовсе списать) свои неоплатные долги и решить экономические проблемы, США постараются разворошить всю Европу. И не только Европу. И Азию, и Ближний Восток. И конечно же постараются разрушить Россию, поделить и присвоить ресурсы, что позволит решить большую часть экономических проблем самих США.
Поэтому президент конечно правильно обозначил перспективу создания мира без гегемона. Но до этого мира надо еще постараться дожить.
Мир без гегемона — это прекрасно.
Но путь к этому прекрасному миру будет лежать через войну. Через войну с тем самым гегемоном, без которого должен стать таким прекрасным этот хрупкий, хрупкий, хрупкий мир…