В течение 7-го месяца формально еще продолжалась спецоперация. Но по существу уже началась ограниченная война НАТО с Россией на территории Украины. Месяц оказался перенасыщен важнейшими событиями, причем событиями весьма контрастными, как позитивными и давно ожидаемыми, так и неожиданно-негативными.
Начнем с ситуации на фронтах:
Новости партнеров
Херсонское направление
В августе казалось, что наступление ВСУ уже не состоится, потому что все военные эксперты, в том числе западные, говорили о его полной бесперспективности.
Однако Киев все-таки бросил войска в наступление и они были ожидаемо остановлены и разгромлены. Какое-то время ВСУ еще удерживали плацдарм в районе села Сухой Ставок, но в течение месяца и он был ликвидирован.
Совокупные потери ВСУ на данном направлении за месяц составили больше 5000 убитыми. Ранеными были заполнены все больницы Николаева, Одессы и ряда других городов. Счет потерянной техники идет на сотни.
Наступление ВСУ захлебнулось уже в первые дни и сколько ни пытался Киев продвинуться на херсонском направлении — ничего по большому счету не получилось.
Итог херсонского наступления ВСУ полностью совпал с ожиданиями.
Запорожское направление
Новости партнеров
Главной целью Киева на данном направлении было возвращение под свой контроль Запорожской АЭС или хотя бы принуждение России к выводу войск и созданию демилитаризованной зоны, которую затем можно было бы беспрепятственно занять.
Для этого ВСУ длительное время обстреливали АЭС, привлекли внимание международной общественности к теме безопасности станции и рассчитывали осуществить захват во время визита миссии МАГАТЭ.
Но российские спецслужбы и войска, охраняющие АЭС, сработали профессионально, агентов СБУ на станцию не допустили, а десант был уничтожен.
План Киева по захвату станции провалился.
Добиться чтобы Россия вывела войска под давлением международной общественности в Киеве тоже не смогли. МАГАТЭ в своем докладе хоть и призвало к обеспечению безопасности станции и выводу войск, но на практике это ничего не изменило.
Более того — Россия нанесла удар по нескольким украинским ТЭЦ, обесточив Харьков и вместе с ним несколько областей, что стало действенным ответом на обстрелы ЗАЭС и заставило Киев снизить активность на данном направлении.
Харьковское направление
В начале месяца ничего, казалось бы, не предвещало тех событий, которые развернулись на данном направлении в сентябре.
Новости партнеров
Предупреждения о том, что ВСУ могут пойти в наступление именно здесь, поступали еще августе, об этом говорили многие военкоры и обозреватели. Но судя по тому, что случилось, командование СВО пребывало в какой-то немного иной реальности.
Возможно не ожидали, что наступление окажется столь мощным и в нем будет задействовано такое количество иностранных военных специалистов, целые подразделения наемников и сотрудников ЧВК, т.н. «отпускников».
Возможно сыграло свою роль неудачное наступление ВСУ на Херсон и возникла ложная уверенность в том, что на харьковском направлении все получится так же.
В результате ВСУ добились самого большого военного успеха за все время войны. И вообще за всю историю Украины.
Российские войска наоборот потерпели первое крупное поражение в войне и в новейшей истории России, впервые были вынуждены отступать под угрозой окружения и разгрома, оставлять освобожденные территории.
На харьковском направлении проявился целый букет проблем и упущений — недооценка сил противника, неверное расположение войск, недостаток сил. И явные ошибки в управлении. А также плохая подготовка обороны в целом — эшелонированной обороны, которая требовалась чтобы остановить наступление ВСУ под Балаклеей, а затем и под Изюмом — просто не было.
Но главными причинами провала конечно стал дефицит сил, задействованных в СВО и недооценка возможностей противника, недооценка численности иностранных наемников и сотрудников ЧВК, которые будут задействованы в наступлении.
На харьковском направлении произошло изменение характера войны — прокси-война США с Россией руками Украины превратилась в ограниченную войну НАТО с Россией на территории Украины. И это очень существенное изменение.
Именно к этому изменению характера войны российское командование оказалось не готово.
Почему так произошло? Возможно имела место недоработка разведки. Возможно существовала ложная уверенность, что США не бросят в наступление силы своих ЧВК и «отпускников» в таком количестве. Возможно понимание пришло слишком поздно, когда уже не было времени подготовиться и негде было взять резервы.
Как бы то ни было, итог таков, что ВСУ добились самого крупного своего успеха, а российские войска потерпели крайне досадное поражение, были вынуждены отступать и оставлять города, а в них население.
На харьковском направлении в сентябре российское командование, политическое руководство и все наше общество получило хороший урок. Тоже своего рода итог.
Российское общество в ходе отступления на харьковском направлении пережило крайне неприятные моменты. В отдельных группах и пабликах наблюдались самые настоящие панические атаки. В украинском обществе наоборот начался патриотический подъем, возникла своего рода эйфория, резко повысилась мотивация.
Рост мотивации украинского общества и армии по итогам харьковского наступления — для России строго отрицательный результат. Возможно даже более существенный, чем потеря военных позиций. Потому что рост мотивации украинского общества и армии резко облегчает для Киева задачу пополнения рядов и позволяет бросать в бой войска, которые еще недавно были демотивированы и находились на грани дезертирства.
Однако Россия тоже извлекла из харьковского отступления определенную пользу на будущее.
Ситуация, возникшая на харьковском направлении, обозначила проблему острого дефицита личного состава и привела в конечном итоге к решению о частичной мобилизации.
Частичная мобилизация — прямой итог событий на харьковском направлении. Если бы не возникла «харьковская ситуация» — решение о мобилизации в сентябре не было бы принято и подобная ситуация наверняка возникла бы позже.
Произошедшее на харьковском направлении стало результатом двух основных факторов — изначального недостатка личного состава СВО с одной стороны и готовности США вводить в войну резервы из наемников, сотрудников ЧВК и «отпускников» с другой.
Из хороших итогов, кроме принятого решения о частичной мобилизации — отвод войск на харьковском направлении носил в целом организованный характер. Удалось избежать больших потерь. Успели даже эвакуировать часть населения. И нанесли значительные потери наступавшим частям ВСУ/ВФУ/НАТО, что тоже существенно.
При наступлении на харьковском направлении ВСУ/НАТО понесли почти такие же потери, как и на херсонском направлении.
Поэтому нельзя утверждать, что на харьковском направлении итог месяца для России был только негативный. Отдав территорию, российское командование сохранило войска, нанесло большой урон наступающему противнику и подтолкнуло политическое руководство страны к важному для продолжения войны решению о частичной мобилизации, которая позволит изменить ситуацию в дальнейшем. И это не такой уж плохой итог.
Донбасс
Под Донецком в течение месяца продолжались бои в районе Марьинки и поселка Пески. Значительного продвижения не было, но силы народной милиции отбили несколько атак ВСУ на Пески и даже немного продвинулись, захватив опорный пункт на подступах к Первомайскому.
На артемовском (бахмутском) направлении ЧВК Вагнер полностью освободили село Кодема и немного продвинулись к Бахмуту с южной стороны. Продолжались бои внутри города и там тоже имело место небольшое продвижение.
На фоне событий на харьковском направлении итоги под Донецком и Бахмутом могут оцениваться как очень неплохие.
Красный Лиман
На протяжении месяца в районе Красного Лимана продолжались тяжелые бои, ставшие результатом отступления российских войск на харьковском направлении.
ВСУ стянули к городу все силы, задействованные ранее в наступлении на Балаклею и Изюм, а также перебросили часть резервов с других участков.
В результате российские войска были вынуждены оставить Красный Лиман чтобы избежать окружения.
Отступление из Красного Лимана стало еще одним результатом недостатка личного состава СВО, плохо организованной обороны на харьковском направлении и недооценки сил противника, брошенных в наступление, результатом неготовности командования СВО к тому, что США направят на усиление ВСУ крупные силы наемников и сотрудников своих ЧВК.
При этом в боях под Красным Лиманом противник также понес значительные потери, а его продвижение было задержано на 3 недели, что позволило провести референдумы и начать мобилизацию.
Мобилизация
Решение о мобилизации стало важным военно-политическим итогом 7-го месяца, итогом событий на харьковском направлении.
Итоги мобилизации подводить преждевременно, но предварительно можно отметить, что большая часть российского общества отнеслась к решению с пониманием и многие пошли в военкоматы добровольно, не дожидаясь повестки.
Уже в процессе мобилизации проявились проблемы в работе военкоматов и учебных пунктов, но они носят скорее частный характер и постепенно решаются. Многие руководители (губернаторы) взяли процесс мобилизации на личный контроль.
Референдумы
Проведение референдумов о воссоединении с Россией в Донбассе, а также Херсонской и Запорожской областях стало историческим событием и итогом не только 7-го месяца, но и всей спецоперации в целом, а также всех 8 лет войны и в определенном смысле итогом всех 30 лет украинской независимости (во всяком случае одним из этих итогов).
Историческое значение проведенных референдумов намного превосходит все прочие итоги и события месяца.
По итогам референдумов спецоперация стала приобретать характер освободительной войны, потому что ее задачей теперь становится уже не освобождение независимых республик, а освобождение оккупированных регионов России.
Это имеет принципиальное значение и для мотивации российских военных, и для всего российского общества. И конечно же для жителей самих регионов Донбасса и Новороссии, воссоединившихся с Россией. Потому что теперь они уверены, что будут непременно освобождены и окажутся под защитой всей российской армии. И никакой Украины на их территории больше не будет.
Понимают это и в Киеве, и в Вашингтоне, именно этим были вызваны отчаянные попытки сорвать референдумы, вылившиеся в конечном итоге в наступление на Красный Лиман, на которое были брошены все имеющиеся силы и средства.
Зеленский даже предпринял отчаянную попытку подать заявку на ускоренное вступление Украины в НАТО. Но получил отказ. И это тоже своего рода итог 30 лет украинской незалежности — Украине отведена роль пушечного мяса в войне с Россией.
Европа и Северный поток
США в качестве ответа на проведение референдумов и с целью дальнейшего изменения характера войны осуществили диверсию с подрывом газопроводов Северный поток.
Тем самым Вашингтон поставил Европу в ситуацию, когда она не имеет возможности договориться с Россией о поставках газа и сдать назад в санкционной войне.
Европа оказалась в ситуации, когда дешевого газа в обозримой перспективе не будет, договариваться с Россией практически не о чем, необходимо продолжать санкционную войну, невзирая ни на какие протесты собственного населения.
Одновременно с этим Европа сталкивается с реальной перспективой деиндустриализации и роста безработицы, а безработные — это потенциальные наемники и военнослужащие.
Кроме этого, диверсией на Северных потоках США фактически начали выносить войну за пределы Украины и вносить в нее элементы торговой войны, войны с уничтожением транспортной инфраструктуры.
Итого:
1. Россия вернула в свой состав 4 исторических региона. С их возвращением закончился затяжной исторический процесс раздела страны и разобщения русского народа.
2. Для России спецоперация стала приобретать характер освободительной войны.
3. Донбасс вернулся в состав России, что и было главной целью его вооруженной борьбы начиная с 2014 года.
4. Для Украины промежуточным итогом 30 лет независимости стала потеря четырех областей. Вместе с Крымом пяти.
5. США столкнулись с геополитическим неповиновением России, что стало сильнейшим вызовом их мировой гегемонии, политическому влиянию и всей западной демократии, базирующейся на непререкаемом авторитете Вашингтона и исключительном праве США определять, что такое демократия и какие народы имеют право на самоопределение, а какие не имеют.
6. Европа после подрыва Северных потоков оказалась в ситуации сильнейшей зависимости от американского СПГ, невозможности договариваться с Россией о поставках газа, отсутствия перспектив получения дешевого газа. Возникла ярко выраженная перспектива деиндустриализации, рецессии, роста безработицы и дальнейшего втягивания в войну.
7. На фронте Россия столкнулась с острым дефицитом сил в условиях получения Украиной резервов НАТО, но приняла принципиальное и очень перспективное решение о проведении частичной мобилизации, поэтому есть хорошие возможности преодолеть дефицит сил и возникший из-за этого кризис на фронтах.
8. Российские войска оставили города Балаклея, Изюм, Купянск, Красный Лиман, что стало сильным психологическим испытанием для общества, но сохранили боеспособность, избежали больших потерь и окружений, организованно заняли новые рубежи обороны. При отступлении нанесли противнику большие потери. Удержали фронт на херсонском, запорожском, угледарском, донецком направлениях.
9. ВСУ вернули под контроль почти всю Харьковскую область, вышли к границам России на севере и заняли Красный Лиман, за счет этого повысили собственную мотивацию и улучшили психологическое состояние общества, но понесли при этом значительные потери.
10. В наступлении на Херсон ВСУ понесли большие потери (свыше 5000 убитыми) и не добились никакого значимого результата, почти все занятые в ходе наступления позиции были потеряны.
Если оценивать итоги седьмого месяца коротко, можно сказать так:
Контроль над Красным Лиманом российские войска все равно вернут, а вот Донбасс, Херсонщина и Запорожье в состав Украины не вернутся уже никогда.
Поэтому Россия по итогам 7-го месяца добилась более принципиальных и долговременных успехов и имеет неплохие перспективы.
Проблема дефицита личного состава, которая в числе прочего привела к провалу обороны будет решена и уже решается в ходе мобилизации.
А вот Украине усиливать свои войска практически нечем, почти вся западная техника, которая была в наличии, уже передана. Возможности по наращиванию контингента наемников и сотрудников ЧВК тоже довольно ограничены. Желающих погибать за Украину на Западе не так уже много.
Таким образом, успехи Киева носят временный характер, а достижения России — долгосрочный.
Но многое конечно зависит от того, как дальше будет развиваться война, характер которой в течение 7-го месяца существенно изменился.
И это один из наиболее значимых итогов.
Для России спецоперация на Украине стала освободительной войной. А прокси-война США против России силами ВСУ/ВФУ превратилась в ограниченную войну НАТО против России на территории Украины.
И эта война, которая для России становится освободительной, а для США является войной за новый миропорядок, сохранение роли гегемона и прилагающееся к этому благосостояние — все отчетливее приобретает очертания Третьей мировой.
США продемонстрировали, что готовы идти на дальнейшую эскалацию конфликта, задействовать силы НАТО, пусть пока и в неявном виде, устраивать диверсии на трубопроводах, то есть вести торговую войну и втягивать в войну всю Европу.
Но и Россия продемонстрировала, что не собирается отступать. Отступать России просто некуда.
Мир становится все ближе к Третьей мировой — и это очень тревожный итог и еще более тревожная перспектива.