Недорогой, но очень гибкий в применении и исключительно мощный иранский дрон, получивший в русской армии название «Герань-2», имеет все шансы превратиться в проклятие ВСУ, лишив их и передового западного оружия, и тыловых складов.
Уже около месяца Россия активно применяет в бою иранские беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Многочисленные отзывы (к сожалению, приходящие исключительно «с той стороны») позволяют сделать первые выводы об эффективности этих машин, а также предположить, как дальше будут развиваться события на фронтах – пока ещё – специальной военной операции.
Новости партнеров
Ревизия прогнозов
Для начала нужно отметить, что наша армия сделала ставку совсем не на те машины, прибытия которых ожидали многие эксперты и обозреватели, в том числе и автор данной статьи. В конце июля, когда появились первые более-менее достоверные данные о закупке иранских БПЛА, наиболее вероятными кандидатами на приобретение выглядели Shahed-129 и Shahed-191.
Первый – это прямой аналог американских дронов MQ-1 Predator («Хищник») и MQ-9 Reaper («Жнец»), предназначенных для того, чтобы висеть над полем боя, корректируя огонь артиллерии и нанося удары ракетами класса «воздух-земля» по особо важным целям. Второй – это летающее крыло, пригодное для стратегической разведки и уничтожения вражеских систем ПВО.
Предполагалось, что иранские дроны позволят решить две ключевых проблемы нашей армии: слабость артиллерийской разведки, вызванную дефицитом «Орланов» и «Орионов» – наших собственных, отечественных беспилотников, – а также наконец подавить украинскую систему ПВО, которая не позволяет задействовать оперативно-тактическую авиацию.
Однако, как показала практика, выбор сделан в пользу совершенно других машин, имеющих другие возможности и достоинства.
«Герань-2», в девичестве Shahed-136
Оказалось, что Россия массово закупилась беспилотниками Shahed-136, которые приняты на вооружение под названием «Герань-2». Принципиальное отличие этих аппаратов от турецких «Байрактаров», отечественных «Орионов» и уже упоминавшихся Shahed-129 и Shahed-191 – в том, что это дроны-камикадзе. Они не несут оружия, потому что сами по себе являются оружием.
Новости партнеров
Благодаря этому Shahed-136 намного проще и дешевле средневысотных беспилотников большой продолжительности полёта (MALE-класса). Ему не нужны шасси, поскольку он свершает полёт только в один конец; не нужна ему и дорогая оптико-электронная станция, тепловизор и лазерный дальномер, так как он не используется для разведки целей. Благодаря этому Shahed-136 на несколько порядков дешевле машин из MALE-класса.
Конструктивно Shahed-136 представляет собой крыло треугольной формы, плавно перетекающее в цилиндрический фюзеляж. В носовой части корпуса расположена боеголовка, в корме – двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, вращающий толкающий винт. Длина беспилотника – 3,5 м, размах крыльев – 2,5 м. При общей массе в 200 кг он несёт до 50 кг полезной нагрузки.
При таких совсем небольших размерах дальность полёта машины составляет от 1800 км до 2500 км. При этом беспилотник может подниматься на высоту до 7,5 км и лететь со скоростью в 150-180 км/ч. Запаса топлива хватает на 10-12 часов барражирования.
В целом у иранцев получился относительно дешёвый и очень эффективный аппарат. Небольшие размеры и скорость делают его крайне неудобной целью: для «Буков» и С-300 он слишком маленький и медленный, поэтому эти комплексы, судя по всему, не видят его или не берут на сопровождение. Попытки сбить дроны из стрелкового оружия и наводимых вручную ЗУ-23-2, как правило, неудачны.
Пожалуй, только пушечные «Шилки» и ракетно-пушечные «Тунгуски», а также их западные одноклассники, например поставленные Германией «Гепарды», могут уверенно бороться с этими беспилотниками. Но и тут есть нюансы. Во-первых, это связано с тем, что предельная высота поражения автоматическими пушками составляет от 1,5 км у «Шилки» и до 4 км – у немецкого «Гепарда». Shahed-136 способен подниматься на высоту до 7,5 км, то есть может пролететь большую часть пути на недосягаемой для них высоте, и лишь в момент атаки ненадолго оказаться в зоне поражения автопушечного огня.
Во-вторых, согласно иранской доктрине, эти машины используются стаями (стандартная пусковая установка Shahed-136 – это монтируемая на грузовик «этажерка» с пятью дронами). По мнению некоторых западных экспертов, Shahed-136 могут оснащаться пассивными радиолокационными головками самонаведения и роем атаковать зенитный комплекс ПВО по излучению его радара.
Применимость против них ПЗРК – под вопросом. Наличие двигателя внутреннего сгорания теоретически должно позволять ракете с инфракрасной головкой самонаведения нацеливаться на беспилотник. Однако выхлоп «мопедного» двигателя в разы холоднее струи газов, истекающих из сопла реактивного или турбовального двигателя. То есть захват цели если и возможен, то с существенно меньшего расстояния, чем при обстреле штурмовика или вертолёта. Кроме того, размен дронов на ракеты ПЗРК в принципе выгоден России, так как снижает возможности ВСУ по защите от нашей штурмовой авиации.
«Герань» в голову
Новости партнеров
Первые свидетельства боевого применения этих машин появились в начале сентября, когда украинская сторона стала публиковать фотографии обломков беспилотников, атаковавших цели в городе Купянске и Харьковской области. Вскоре пришли сообщения, что дроны-камикадзе начали падать на украинскую артиллерию, которая с территории Никополя обстреливала Запорожскую АЭС и Энергодар.
17 сентября американское издание The Wall Street Journal опубликовало статью, где со слов украинских офицеров сообщило, что только в зоне ответственности 92-й механизированной бригады ВСУ «Герани» уничтожили две советские 152-мм гаубицы, две 122-мм гаубицы, американскую гаубицу M777 и два БТР.
Сообщество Lostarmour в те же дни выложило фотоснимки украинской САУ «Акация», которая буквально разорвана на куски точным попаданием «Герани». По некоторым данным, на харьковском направлении наша армия, используя эти беспилотники, развернула охоту за артиллерийскими командирами ВСУ. В итоге за 10 дней уничтожено пятеро офицеров уровня «батарея – дивизион».
В последнее время «Герани» начали применяться и на юге. 22 сентября беспилотник уничтожил буксир в порту Очакова. В последующие дни нанесена серия ударов по порту Одессы, в том числе по зданию штаба оперативного командования «Юг».
Эффективность «Гераней» вполне понятна: 50-килограммовая боевая часть обеспечивает очень серьёзное воздействие на цель, сопоставимое с разрывом 152-155 мм снаряда. Прямым попаданием дрон способен уничтожить танк; у менее защищенных объектов, вроде САУ или зенитных комплексов, при близком знакомстве с «иранцем» шансов на выживание вообще нет.
Летающий конструктор
А вот то, как эти беспилотники наводятся на цель, – вопрос интересный. На всех демонстрационных роликах, которые имеются в Сети, Shahed-136 выглядит слепым: в носовой части машины отсутствует видеокамера. Это породило предположение, что дрон идёт к цели по координатам спутниковой системы навигации, являясь, по сути, аналогом крылатой ракеты.
Кроме того, западные эксперты предположили, что по крайней мере часть дронов может оснащаться пассивной радиолокационной головкой самонаведения, которая позволяет беспилотнику атаковать комплексы ПВО.
Военный эксперт, специалист по иранским вооружённым силам и автор книги «Персидский бастион» Юрий Лямин пояснил, что для иранцев характерно комплектовать одни и те же ракеты и беспилотники разными типами систем наведения в зависимости от того, какие цели предполагается ими поражать. Он отметил, что в Сети практически отсутствуют крупные кадры беспилотников, которые применяются для выполнения боевых задач, а машины, которые показаны в демонстрационных роликах, вероятно, относятся к самым простым модификациям.
«Достоверно известны случаи атаки движущейся цели за пределами Украины. В прошлом году, в ходе диверсий против судов был случай, когда дрон Shahed-136 поразил точно в надстройку корабль, который двигался в открытом море. По координатам судно поразить было невозможно, потому что дрону нужно было далеко лететь, а корабль за это время далеко бы ушёл. Значит, была какая-то система наведения на цель», – пояснил господин Лямин.
Он также обратил внимание, что иранские специалисты демонстрируют тот же подход при конструировании ракет. В частности, оперативно-тактическая ракета Fateh-110 оснащается как инерциальной системой наведения, которая пригодна только для того, чтобы бить в заранее выбранную точку, так и оптико-электронной головкой самонаведения, которая позволяет ракете захватывать и наводиться на движущуюся цель. Также ракета может оснащаться активной и пассивной радиолокационными головками: в первом случае она способна сама искать цели, например корабль в море, а во втором — атаковать работающий радар.
В сухом остатке
Недорогой и технологически несложный массовый беспилотник оказался идеальным средством для поражения целей в оперативном тылу ВСУ, уничтожения объектов в глубине украинской территории, а также для атак на наиболее продвинутые и опасные для нас западные системы вооружений, в том числе дальнобойные орудия и РСЗО HIMARS. Об уничтожении последних пока не сообщалось, однако с учётом массовости применения «Гераней» и той роли, которую играют американские комплексы в составе украинской артиллерии, – это просто вопрос времени. Искать и убивать «Химер» обязательно будут.
Вообще, применение иранских дронов ещё раз подтверждает старую истину: чудо-оружия не существует. На поле боя сражаются не отдельные виды оружия, а сложные организационные структуры, а потому даже если противник имеет преимущество в отдельных видах вооружений, например высокоточных дальнобойных средствах поражения, то при наличии ресурсов и гибкости мышления практически всегда удаётся найти противоядие. В войне побеждает тот, у кого больше ресурсов, лучше управление и более сильная воля к победе. Всё остальное – преходящее.