История со вчерашним докладом МАГАТЭ по итогам прорвавшейся туда миссии во главе с Рафаэлем Гросси еще не окончена. Можно смело предсказать, что будет и другой доклад или какая-то еще бумага. Международное агентство по атомной энергии больше ничего не напишет, хватит и тех 52 страниц, которые есть? Найдутся другие писатели, агентства или люди.
Мы знаем об этом просто потому, что в Киеве заранее, несколько дней назад, именно это и пообещали – альтернативные инспекции, некий ядерный аудит… Кроме МАГАТЭ, это некому сделать? Не смешно. Найдутся.
Новости партнеров
Гросси и его команда извивались как уж на сковородке, чтобы избежать всех мыслимых проблем — ничего не сказать и ничего в докладе не написать. Ну, кроме подробностей, что и где разрушено непонятно кем. Сам доклад подчеркнуто не обозначает, кто обстреливает атомную электростанцию. Он при этом выдвигает по-маниловски прекрасную идею создания там «по общей договоренности» защитной зоны (а это вообще что?). Когда же на допросе в «министерстве истины», то есть в застенках CNN, Гросси спросили, кто же, собственно, выпускает снаряды и прочее по ЗАЭС, то он ответил, что такие вещи не в его компетенции. В общем, жалко человека.
С точки зрения Киева, его, человека этого, там вообще не должно было быть — было сделано все, чтобы миссия не состоялась. А затем ей была отведена роль другого рода: украинцы захватывают станцию, тут — через Киев — приезжает Гросси и пишет тот самый доклад, в том числе насчет защитной зоны. Но не судьба.
А раз все-таки этих людей пришлось пустить на станцию в совершенно иной ситуации, то Зеленский, не дожидаясь доклада, заявил, что работа миссии МАГАТЭ его не устроила, а прочие персонажи киевского режима учинили настоящий фейерверк ненависти и безумных идей. Например, был предложен «нуклеарный, инженерно-ядерный аудит» (что это такое?). Дальше разные персонажи в Киеве сообщили, что МАГАТЭ может найтись альтернатива (какая? — такое агентство ведь одно). А вот какая: допустим, можно отправить на станцию миссию ЕС и ООН (а МАГАТЭ не часть системы ООН?). Эта идея обсуждалась на встрече премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля с канцлером ФРГ Олафом Шольцем, с общей идеей, что такая миссия сильно поможет энергетической безопасности Европы.
В общем, ждите, продолжение следует. Будет вам тот доклад, который надо, без всякого там нейтралитета.
Почему в этом можно не сомневаться? Хотя бы потому, что вся эта история сильно напоминает только что случившуюся с Китаем, и касается она тоже международного доклада — по поводу соблюдения прав человека в китайской провинции Синьцзян. Дело в том, что на прошлой неделе вышел документ правозащитного подразделения ООН, где содержится неприятная фраза: Пекин «мог» совершить в этой провинции массовые зверства.
И много миллионов китайцев удивились: как это так? В мае была поездка в Синьцзян Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет, вроде все прошло хорошо, никаких заявлений про «геноцид в Синьцзяне» она не делала ни во время поездки, ни позже. И как получилось, что сейчас появился такой странный документ?
И вот результат не совсем журналистского, а явно еще и дипломатического расследования пекинского издания Global Times: это не Мишель Бачелет. Документ вышел из недр вроде бы тех же структур ООН, но подготовлен был не по результатам ее поездки в Синьцзян в мае. Работали совсем другие люди. И трудились над этой бумажкой с 2019 года, без всяких инспекционных поездок в Китай. Более того, работали изолированно от таких структур, как Совет по правам человека ООН и прочих. ООН — она большая, там всегда можно найти кого надо.
Новости партнеров
Тут можно только напомнить, как сначала эти «правозащитники» были уверены, что поездка Бачелет в Синьцзян никогда не состоится. Когда началась подготовка к таковой, поднялся вой, что это ошибка, ехать было не надо. Мешали как могли. Когда же поездка завершилась, вой перешел в рычание: «как она могла» заявить по итогам то, что заявила. Или не заявить то, что должна была.
Ну точно как с Рафаэлем Гросси и его визитом на Запорожскую АЭС. Не оправдала надежд эта МАГАТЭ — найдем другую.
К чему этот сюжет — или эти два сюжета — сводится? К печальному факту, а именно к сознательному уничтожению западниками всех мыслимых структур управления международной политикой. Если хотите, к уничтожению понятия международного сообщества. Которое — как понятие, так и сообщество — медленно и с трудом выстраивалось как механизм и система более полувека.
Зачем, в самом-то деле, создавали ООН, а потом и множество специализированных агентств такового? Чтобы в мире был институт независимых арбитров по всем мыслимым вопросам. Да, мир разделен на Восток и Запад, которые конкурируют, еще есть нечто более сложное — «третий мир», то есть десятки государств, пытающихся быть нейтральными. И все друг с другом о чем-то спорят, даже воюют. Но существуют независимые, беспристрастные арбитры, весь смысл существования которых и есть в этой независимости и беспристрастности. Они, пусть не идеально, удерживают международное сообщество в относительном порядке.
Рушили эту систему долго, начиная с 90-х годов, когда кому-то показалось, что вот теперь мир не просто будет единым — в нем будет один хозяин, известно кто. В каждой из специализированных международных структур шла тихая, долгая драка за то, чтобы и эту структуру сделать фальшивой ширмой для всевластия Запада. Но этому сопротивлялись, затем оказалось, что во множестве таких агентств усилилось влияние Китая, затем все стало еще сложнее.
И вот сейчас мы видим, что потребность в нейтральных арбитрах именно сегодня возросла в разы. А значит, они будут и дальше существовать, хоть и с боями. Собственно, это и есть сухой остаток сюжета с докладом МАГАТЭ по ситуации на Запорожской АЭС.