Если попытаться дать какую-то краткую характеристику эпохе Горбачева и характерным для нее настроениям в обществе — наверное самой точной будет Очарование Западом.
Очарование Западом и всем, что с ним связано — западным образом жизни, западной культурой, западной демократией, западной экономической системой с ее рынком и свободной торговлей, свободой предпринимательства. И конечно же западными товарами.
Новости партнеров
Эпоха Горбачева — это время, когда статус в обществе начал определяться наличием импортных товаров — от джинсов до видеомагнитофона.
Тот у кого был видеомагнитофон, имел более высокий статус, чем тот, у кого были только джинсы. Но самый высокий статус был у обладателя иномарки.
Сегодня, когда можно пойти и свободно купить джинсы, причем не нужно отдавать за них половину зарплаты, это покажется странным, особенно для тех, кто не застал 80-е и плохо помнит 90-е.
Видеомагнитофон в квартире сегодня тем более вызовет не острый приступ зависти, а скорее вопрос, почему хозяин до сих пор не выбросил этот старый хлам на помойку.
Даже иномарки давно уже не являются чем-то особенным. Хотя дорогие автомобили по-прежнему выступают показателями высокого статуса, но обыкновенная серийная иномарка уже не удивляет и не поражает, как это было когда-то.
Эпоха Горбачева — это время, когда западные товары стали настоящими предметами культа, предметами поклонения, вожделения, предметами зависти.
И вслед за импортными товарами, ставшими предметами культа, началось поклонение Западу в целом, со всеми его ценностями, культурой, общественно-политическим устройством и экономикой.
Новости партнеров
Западный образ жизни сам по себе стал предметом обожания и подражания, желанной целью и заветной мечтой.
Познания о западном образе жизни советские граждане, конечно же, черпали из западных фильмов. В первую очередь из американских. Загородные дома, личные автомобили у всех и каждого, электроника, компьютеры, бары, клубы, рестораны и так далее и тому подобное.
Все это быстро стало предметом зависти и даже поклонения.
Не для всех, конечно. Но для многих.
И вслед за тем как западные товары и образ жизни стали предметом поклонения, заветной мечтой и целью жизни — в обществе возник запрос на политические и экономические преобразования по западному образцу, чтобы вся жизнь стала «как там».
Какие именно преобразования нужны были стране чтобы у всех появились импортные товары и началась жизнь «как там» — никто толком не знал. Просто бытовало острое желание подражать Западу во всем — в образе жизни, в культуре, в политическом и экономическом устройстве. Во всем без разбора.
К чему это подражание приведет, чем придется за него расплачиваться, от чего придется отказаться ради того чтобы построить жизнь «как там», как это вообще будет выглядеть в России (тогда еще Советском Союзе) с учетом местной специфики, как это ляжет на нашу историю, культуру, наш менталитет, наши внутренние отношения — никто про это особенно не задумывался.
Просто хотели «как там».
Новости партнеров
Хотели джинсы, видеомагнитофоны, иномарки, свободную торговлю чтобы всё это продавалось на каждом углу, свободное предпринимательство чтобы у всех было много денег на покупку всего этого товарного изобилия, рыночную экономику и демократию, потому что всем казалось, что именно она является главным источником западного благополучия, к которому так хотелось присоединиться.
Это было именно очарование Западом.
Слепое и во-многом иррациональное.
Очарование западными товарами, западным образом жизни, стилем, модой, культурой, западными фильмами, музыкой. И в конечном итоге очарование западной общественно-политической системой, демократией, экономической и политической свободой, либерализмом.
Очарование Западом в целом.
И общество позднего СССР, очарованное Западом, как заговоренное полетело на американский факел свободы и демократии, как мотылек на свет в ночи.
И так же, как мотылек обжигается огнем, на который летит, наше общество обожглось свободой и демократией, обожглось теми преобразованиями, которые начались в стране.
Очарованная Западом страна, резко изменившая курс чтобы начать жить «как там», сорвалась в штопор перемен и полетела в пропасть.
Но даже сорвавшись в штопор перемен и падая в пропасть, общество еще долго не могло избавиться от очарования Западом. И в процессе падения многие пытались ухватить что-нибудь ценное чтобы устроить жизнь «как там» в своей отдельно взятой квартире, а если повезет — в коттедже, а если еще больше повезет — просто уехать за границу и жить не просто «как там», а «прямо там».
И когда страна вышла из штопора и легла на более-менее ровный курс, очарование западом все равно сохранялось очень долго.
Почти 20 лет после «лихих 90-х» Россия продолжала строить у себя что-то на западный манер и верить в мир и дружбу с Западом, в торговое и экономическое партнерство и политическое сотрудничество.
Горбачев покинул свой пост в 1991 году, но страна продолжала жить будучи очарованной Западом еще целых 30 лет.
Многие очарованы Западом до сих пор, они продолжают верить в западные ценности и надеяться на Запад, по-прежнему хотят чтобы в России стало «как там», продолжают как заговоренные двигаться на американский факел свободы и демократии.
Их по-прежнему немало. Но уже гораздо меньше, чем во времена Горбачева. Меньше, чем во времена Ельцина. И меньше, чем было в нулевые.
Их стало меньше в том числе и потому, что джинсы и видеомагнитофоны больше не являются предметом культа и острой зависти, не определяют статус в обществе. Джинсы стали просто вещью, которую может позволить себе каждый. А видеомагнитофон — и вовсе хлам, которому место в лучшем случае на балконе, а по-хорошему на свалке.
И телевизоры, компьютеры, телефоны — все это стало вполне доступным и поэтому уже не является предметами поклонения как было в 80-е. К тому же многое сегодня идет к нам не с Запада, а из Китая, из Азии.
Запад перестал быть чем-то «космическим», больше не является источником каких-то удивительных товаров и технологий, обладание которыми определяет статус, положение в обществе, обеспечивает уважение и зависть со стороны друзей и родственников, знакомых и коллег.
Наше общество «наелось», насытилось западными товарами и технологиями, насмотрелось американских фильмов, напробовалось западных ценностей. Некоторые побывали на Западе, кто-то пожил там, кто-то поработал.
Очарование Западом в целом прошло.
У некоторых оно даже сменилось разочарованием.
Западные ценности начали больше раздражать, чем очаровывать.
Западная политика в последнее время и вовсе стала чем-то враждебным, отталкивающим, неприятным. И западная экономика кажется уже совсем не такой развитой и перспективной как прежде, в 80-е и 90-е.
ЛГБТ-культура и многоразовая туалетная бумага — уже точно не предметы поклонения, скорее наоборот, предметы отвращения.
Хотя некоторые по-прежнему находят в западных товарах и ценностях что-то привлекательное для себя. Для некоторых новый айфон является таким же показателем статуса и целью, как в 80-е были джинсы и видеомагнитофон.
Но прежнего, всеобщего, всепоглощающего очарования Западом в масштабах всего общества давно уже нет.
Оно ушло вслед за эпохой Горбачева.
Шлейф очарования Западом был очень длинный, он тянулся почти 30 лет после того как Горбачев покинул свой пост. Почти 30 лет после того как не стало Советского Союза, разрушенного на волне преобразований, запущенных Очарованными.
Преобразования, приведшие к разрушению страны и смене всего политического устройства, запустил и продвигал не один Горбачев, его поддерживали в этом очень многие, значительная часть всего советского общества.
Горбачев был просто на вершине огромной пирамиды, во главе большой колонны очарованных Западом.
Очарованных были миллионы. Десятки миллионов. Многие из них занимали руководящие посты, были членами партии и даже сидели вместе с Горбачевым в Кремле.
Поэтому неверно утверждать, что именно Горбачев устроил Перестройку и тем самым подвел страну к пропасти.
Перестройка была продуктом всех Очарованных Западом.
Вся огромная колонна Очарованных, каждый на своем месте — кто-то на месте секретаря парткома, кто-то на месте простого рабочего или инженера, который «за гараж Родину продал» (с), кто-то на месте фарцовщика, а кто-то и на месте члена Политбюро — все они совместными усилиями запускали и раскручивали маховик Перестройки.
И когда этот маховик раскрутился, когда страна, резко сменившая курс, сорвалась в штопор — они же выходили на митинг в поддержку Ельцина. А потом голосовали за него в 96-м.
Они же в 2014-м стали причиной подписания Минских соглашений, которые потом пытались выполнять на протяжении 7 лет.
Минские соглашения — это тоже был результат очарования Западом, возникшего в эпоху Горбачева. Хотя на самом деле оно возникло намного раньше, в эпоху Брежнева, но только при Горбачеве набрало наибольшую силу и стало определяющим для политического курса всей страны, после чего привело к резкому развороту, сваливанию в штопор и крушению.
Очарование Западом было определяющим в российской политике на протяжении долгих 36 лет, вплоть до 24 февраля 2022 года.
Шлейф этого очарования Западом тянется до сих пор. И его можно будет обнаружить в российской политике еще очень долго. Но оно больше не является определяющим для политического курса страны.
Очарование Западом в целом прошло.
Очарованные еще остались, но остались в меньшинстве. И далее их число и влияние будет только сокращаться, из года в год.
Эпоха Очарованных Западом закончилась.