Из Европы все чаще приходят сообщения о вынужденном закрытии промышленных заводов, хотя до зимы еще далеко. Но заоблачные цены на газ и электроэнергию уже сейчас делают их работу бессмысленной. Первыми под удар попали производители алюминия и цинка, продукция которых необходима для автомобильной и строительной промышленности. Чем это грозит экономике ЕС и кто выиграет от бед европейцев?
Стремительный рост цен на электроэнергию в Европе заставил норвежскую компанию Norsk Hydro ASA объявить о закрытии алюминиевого завода в Словакии в конце следующего месяца. Плавильный завод и так работал на 60% от своей годовой мощности в 175 тыс. тонн, но теперь, если он продолжит работу, то понесет колоссальные убытки.
Новости партнеров
«Решение о прекращении выпуска алюминия является результатом постоянно растущих цен на электроэнергию и отсутствия компенсационных мер со стороны государства. Завод Slovalco является одним из самых экологически чистых и современных алюминиевых предприятий в мире, а также одним из крупнейших работодателей в регионе Центральной Словакии. Мы очень сожалеем, что в результате бездействия правительства более чем 70-летняя традиция производства алюминия в нашем городе завершится», – заявил генеральный директор Slovalco Милан Веселы.
На днях стало известно, что заоблачные цены на газ вынуждают закрыть также плавильный завод Budel в Нидерландах, контролируемый компанией Nyrstar, входящей в состав Trafigura Group. Плавильный завод будет переведен на техническое обслуживание с 1 сентября «до дальнейшего уведомления», говорится в заявлении компании. На этой новости цинк подскочил на 7,2% на Лондонской бирже металлов.
Ранее в этом месяце ведущий производитель цинка Glencore предупредил, что энергетический кризис в Европе – это серьезная угроза для поставок. Металлургические заводы в регионе работают на грани рентабельности, а завод Nyrstar мощностью 315 тыс. тонн в год с четвертого квартала прошлого года работает в режиме сокращения выпуска.
Aurubis AG, крупнейший производитель меди в Европе, заявил ранее в этом месяце, что стремится минимизировать потребление газа в Германии и переложить растущие расходы на электроэнергию на своих клиентов по мере углубления энергетического кризиса в регионе.
Промышленность Европы, от удобрений до алюминия, уже серьезно пострадала из-за резкого роста цен на энергоносители. Многие в этом году могут так и не заработать, ведь по мере приближения отопительного сезона цены на газ обещают только расти. Они выросли уже выше 2600 долларов за тысячу кубометров. А зимой, как ожидает Газпром, цены вырастут до более 4 тыс. долларов за тысячу кубометров (и это еще консервативный прогноз).
«Риски рецессии в Европе возросли. Снижение объемов производства в первую очередь ударит по металлургическому сектору. Падение производства набирает темпы вместе с ростом цен на газ, которые уже побили мартовский рекорд», – говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. Однако обычные европейцы вряд ли увидят заметный дефицит товаров на рынке, считает он. Зато они увидят это все в ценовом выражении: наверняка последует увеличение стоимости товаров на 5–15%, говорит Чернов.
Дело в том, что тот же словацкий завод является крупным предприятием для Европы, но на мировом рынке есть более крупные игроки – это те же Китай или Россия. Именно они выиграют от того, что металлургическая промышленность Европы встанет.
Новости партнеров
Закрытие словацкого завода может заставить европейские компании обратить свой взор на продукцию «Русала», который с легкостью заместит полностью весь объем закрывшегося завода. Российский алюминий под санкции не попал.
Словацкий завод может производить 175 тыс. тонн алюминия в год, но в последнее время выпускал не более 100 тыс. тонн. Тогда как «Русал» продает около 3,6–3,9 млн тонн алюминия в год. Если весь выпадающий объем Slovalco будет компенсирован за счет закупок у «Русала», то дополнительный спрос на продукцию российской компании составит 2,9% от текущего уровня продаж, рассказал РИА «Новости» аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов.
Выиграть могут также китайские компании. В Поднебесной находится много крупных металлургических заводов, мощности которых начинаются от 1 млн тонн алюминия в год, а всего китайские компании выпускают почти 40 млн тонн алюминия ежегодно.
Любопытно, что на новостях о закрытии в Нидерландах предприятия Budel, где выпускается до 315 тыс. тонн цинка в год, на четверть выросли акции российского завода «Электроцинк» в Северной Осетии. Европе также предстоит искать по всему миру не только алюминий, но и цинк.
Для ЕС все закрывшиеся заводы важны, так как из алюминия изготавливают литые детали для автомобилей, прессуют алюминиевые профили для окон и дверей. Оцинкованный прокат необходим также для автопрома и для строительной сферы. Кроме того, что европейцы теряют работу на предприятиях и растет уровень безработицы, Европу ждет неизбежный рост цен на автомобили и строительные материалы.
После металлургов под откос пойдут и другие заводы, в частности, химические (пластмасса и прочее) и производители удобрений и защиты растений. По спирали это увеличит уровень безработицы и рост цен.
При этом европейские власти и так страдают от высокой инфляции из-за энергетического кризиса – высоких цен на топливо всех видов. Годовая инфляция в еврозоне в июне достигла рекордных 8,6%, при этом больше всего подорожала энергия – на 41,9% в годовом выражении. Закрытие промышленности приведет лишь к новому витку инфляции. Отсутствие возможностей для принятия монетарных мер, чтобы остановить инфляцию, неминуемо означает наступление рецессии в ЕС.
«Рецессию в ЕС мы ожидаем в 2023 году. Выход стран ЕС из нее займет, на наш взгляд, от двух до пяти лет», – говорит Владимир Чернов из Freedom Finance Global.
Новости партнеров
Риск сваливания экономики ЕС в рецессию в ближайшие 12 месяцев достиг 60% – это самый высокий уровень с ноября 2020 года. До начала спецоперации на Украине риск оценивался всего в 20%. Об этом сообщает американское агентство Bloomberg со ссылкой на экспертов. Рецессия означает, что экономика и производство в регионе падает в течение двух кварталов подряд.
Однако в сложившихся условиях даже самая крупная экономика Евросоюза – Германии – уже в этом квартале рискует перейти в стагнацию, предупреждают эксперты.