На протяжении года Америка не может продемонстрировать эффективность наземной части своей ядерной триады
В своем обращении в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке накануне открытия конференции стран-участниц Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) президент США Джо Байден заявил, что его администрация готова оперативно провести переговоры по новой системе контроля за вооружениями с Россией. А 3 августа заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями Бонни Дженкинс сообщила, что США хотели бы подписать с Россией новый документ на замену Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ).
С чего вдруг?
Новости партнеров
В 2010 году Москва и Вашингтон подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), ограничивающий число развернутых ядерных зарядов и их носителей. В январе 2021 года Владимир Путин и Джо Байден договорились о продлении этого соглашения на пять лет, до 2026 года, а в июне запустили двусторонний «диалог по стратегической стабильности». Делегации успели провести два раунда очных переговоров, после чего процесс застопорился. После начала СВО США объявили о приостановке своего участия в диалоге.
Так что теперь?
Теперь США уступают России в сфере ядерных вооружений. Состояние их ядерной триады вызывает сомнения. В США, по сути, триады нет, так как её основа – 400 межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования Minuteman III, созданных в 1970-е годы, не способны не только преодолеть ПРО России, но даже стартовать из своих шахт.
В январе прошлого года глава Стратегического командования США адмирал Чарльз Ричард заявил: «Невозможно продлить жизнь Minuteman III. Эта штука настолько старая, что в некоторых случаях технических чертежей больше не существует, а там, где у нас есть чертежи, они отстают от отраслевого стандарта примерно на шесть поколений». По словам адмирала, тех инженеров, которые могли разобраться в этих чертежах, давно нет в живых. Позднее в интервью журналу The National Interest заместитель председателя ОКНШ генерал Джон Хайтен сказал, что «после 2030 года шестидесятилетняя ракета ММ начинает разваливаться».
5 мая 2021 года на калифорнийской базе Ванденберг не смогли осуществить контрольный пуск ракеты Minuteman III. Подвела электроника. Это был не первый сбой – ранее электроника неоднократно запрещала выход ракет из шахт. После начала СВО американцы перенесли запланированный на 2 марта испытательный пуск МБР Minuteman III, объяснив это нежеланием ещё больше обострять отношения с Москвой. Спустя месяц пуск был окончательно отменён с тем же обоснованием.
«Политическое объяснение отмены испытаний выглядит очень неубедительно. Подобные пуски долго готовятся, и через систему обмена информацией NOTAM государства заблаговременно уведомляют об ограничении аэронавигации по конкретному маршруту. От того что США осуществили бы давно запланированный пуск, ничего бы не изменилось», – пишет Forbes.
Последний успешный пуск Minuteman III состоялся в августе 2021 года. Соединенные Штаты обычно проводят два пуска в год. Получается, что на протяжении года США не могут продемонстрировать эффективность наземной части своей ядерной триады. Minuteman III не готов даже для испытательных пусков, не говоря уже о боевой работе.
Новости партнеров
В 2016 году началась разработка преемника Minuteman III – ракеты LGM-35A Sentinel, или «Страж». 6 июля 2022 года первый тестовый запуск «Стража» завершился неудачей. Об этом сообщили представители ВВС США на авиабазе Ванденберг, откуда ракета стартовала. По данным американских военных, ракета, предназначенная для доставки к цели новых ядерных боеголовок Mk21A мощностью не менее 300 килотонн, взорвалась через 11 секунд после запуска. «Отказ американской межконтинентальной баллистической ракеты сразу после взлёта подчеркивает более широкие проблемы со стратегическим ядерным потенциалом», – пишет MIlitary Watch Magazine.
Нелады у американцев и с воздушной составляющей ядерной триады. «В то время как американские бомбардировщики B-2 по-прежнему страдают от низкой эксплуатационной готовности и должны быть выведены из эксплуатации на десятилетия раньше запланированного срока, B-21, призванный заменить их, и более проблемные B-1B столкнулись с тем, что их первые полеты неоднократно откладывались».
С наземной системой ПРО Ground-based Midcourse Defense (GMD) дела тоже плохи. Четырёх десятков ракет системы GMD «недостаточно, чтобы отразить даже полномасштабный северокорейский удар, не говоря уже об ударе китайских межконтинентальных баллистических ракет» (тем более российских).
Новые российские МБР «Сармат», которые уже начали поступать в войска, благодаря высокой скорости при старте могут избежать обнаружения системами ПРО, рассказал телеканалу «Звезда» создатель ракеты «Сармат» генеральный конструктор Государственного ракетного центра им. Макеева Владимир Дегтярь. Такие скоростные характеристики, по его словам, достигаются благодаря использованию уникального жидкотопливного двигателя, что отличает «Сармат» от твёрдотопливных американских баллистических ракет.
«В некоторых вопросах у американцев проблемы не только с финансами. Разработка боеголовок нового поколения сопряжена с созданием новых плутониевых сердечников, которые, оказалось, сделать мало кто может. Говоря научным сленгом, в США дефицит компетенций и кадрового обеспечения», – пишет российское «Военное обозрение».
Поэтому на ракетах Sentinel будут стоять устаревшие боеголовками W-87, часть которых были сняты с вооружения в 2005 году, а остальные размещены в носовых обтекателях Minuteman III.
Особое беспокойство у американских аналитиков вызывает тот факт, что Россия, Китай и Северная Корея «приняли на вооружение ракеты с гиперзвуковыми планирующими летательными аппаратами».
Россия уже применила гиперзвуковые ракеты в ходе СВО. Российские комплексы «Кинжал» и «Циркон» являются на данный момент абсолютным оружием, от которого нет защиты: перехватывать их не может ни одна система ПРО.
Новости партнеров
Отставание США охладило горячие головы в Пентагоне и Белом доме. Ранее там оперировали понятием «приемлемый ущерб» от ядерного удара: когда погибают несколько миллионов человек в США, а у России потери на порядок больше. При нынешнем ядерном статус-кво об этом речь больше не идёт.
Отсюда и возникло предложение властей США к России заключить новый договор об СНВ. Предложение, сделанное с позиции не силы, а слабости.
Автор — президент Академии реальной политики