На моей Севастопольской лекции был характерный эпизод.
Встал один из местных слушателей и задал мне вопрос: не кажется ли Вам, что российские элиты попросту обиделись, что их не берут в глобальный мир на тех условиях, которые бы их устраивали, и потому устроили всю эту канитель, пытаясь таким образом добыть себе силой другую роль и статус?
Новости партнеров
Я оглядел зал — там сидели в том числе и лично мне знакомые люди из числа тех, кто в феврале 14-го выходил на самые первые митинги Русской весны. И ответил так.
Вся проблема состоит в том, что «российские элиты» в произошедшем вообще не при чём. Этих как раз более чем устраивали та роль и статус, которые были у них в «глобальном мире» — роль лирического героя Робби Уильямса из клипа “Party like a Russian”. Ничего сверх этого невозможно было научиться захотеть: они и так уже были королями и королевами бензоколонки. А что их периодически обдирают как липку, разводят как лохов и держат за клоунов — в этом находили даже некоторый шик, эдакую удаль: вот ведь как могём, не хуже шейхов! Собственно, с оными-то в основном и мерились — у кого яхта длиннее; и примерно одну «экологическую нишу» в глобальном мире и делили.
И потому самые дальновидные из них уже тогда, в марте 14-го, шепотком материли Путина почём зря — ну куда он полез, какого хрена, хорошо же сидели… А сейчас этот тихий шёпот перерос в громкий ропот. Но только бунта не будет — не до того: пацаны слишком заняты спасением остатков нажитого, на глазах превращающегося в тыкву в волшебном мире нерушимого Права Частной Собственности. Вчерашние короли бензоколонок стали обычными терпилами, а терпилы не бунтуют.
А ход истории планеты, как теперь уже понятно, повернули вовсе не «российские элиты». Это сделала как раз та горстка людей, которая вышла первой на площадь Нахимова. И другие — «триста запорожцев», сколько-то харьковчан, дончан, луганчан, одесситов… Граждане, кстати говоря, Украины — по паспорту; те самые оплёванные «ватники», «колорады» и «сепары». Многие из них заплатили за это страшную, кровавую цену и продолжают платить её каждый день. Но тем не менее факт — вызов еврокомиссару по фамилии Цайтгайст бросили тогда первыми именно они. А Путин — в очередной раз удивив, всего лишь выбрал их сторону. Не они — его, а он — их. И поставил в итоге на неё, на эту «неправильную сторону истории», примерно всё, что у него есть. Не так уж, кстати, и много чего нашлось ставить.
И да, если говорить сейчас о «российских элитах», то их затаённой мечтой по сей день остаётся вернуться как-нибудь в тот потерянный рай, к хрусту французской булки и звону золотого батона. Им — даже тем, кто сквозь зубы произносит сейчас нужные шахады — неуютно и плохо в новой реальности. Где они, против воли, оказались главными панками и париями этого глобуса. В кого плюётся, изрыгая проклятия, весь золотой миллиард, неотъемлемой частью которого они видели себя ещё вчера — а остальные семь застыли в ожидании, заинтересованно наблюдая, чем всё это кончится.
«Не о таком театре я мечтал», сказал Карабас-барабас…
Автор — директор Института развития парламентаризма, старший преподаватель кафедры территориального развития факультета госуправления РАНХиГС