Главным принципом капитализма является извлечение прибыли и увеличение капиталов. Основа финансового капитализма — ссудный процент.
Но могут ли капиталы расти неограниченно долго и может ли бесконечно работать финансовая система, основанная на ссудном проценте?
Новости партнеров
На протяжении 20-го века капитализм активно развивался. Сперва он поглотил европейские монархии, разрушенные по итогам Первой мировой войны, затем развивался за счет индустриализации и связанного с этим роста производительности труда, распространившись на большую часть мира, на бывшие колонии рухнувших в начале века империй.
В конце 20-го века с разрушением Советского Союза и соцблока, который охватывал около четверти всей мировой экономики, капитализм расширился за счет поглощения постсоветского пространства.
Однако в начале 21-го века сложилась ситуация, когда практически все мировое экономическое пространство оказалось включено в глобальную финансово-экономическую систему, работающую на принципах капитализма.
Даже Китай, который остается номинально коммунистической страной, экономически полностью включен в мировую капиталистическую систему и китайская экономика работает по ее законам.
Не задействованы в глобальной капиталистической системе остались разве что КНДР и Иран. Да и то лишь отчасти. Еще остались какие-то племена в Африке, лесах Амазонки и Папуа-Новой Гвинее, но они слишком незначительны чтобы могли заинтересовать крупный капитал. И КНДР с Ираном в случае полного поглощения капсистемой не обеспечат долгосрочного роста глобального капитала, только небольшую прибавку, не более того.
За счет чего может увеличиваться глобальный капитал в условиях, когда практически все мировое экономическое пространство уже освоено, захвачено и поделено?
Рост производительности труда уже привел к тому, что в производстве занята меньшая часть населения, остальные постепенно становятся балластом для капиталистической системы, иждивенцами.
Новости партнеров
Представьте ситуацию, когда автоматизация достигла 100% и абсолютно все товары в мире стали производиться полностью автоматизированными предприятиями под управлением искусственного интеллекта, который вообще не требует участия человека.
Товары, производимые этими полностью автоматизированными предприятиями, никто не сможет купить по той простой причине, что никто не будет на них работать, а значит никто не будет получать зарплату.
В таком случае нужно будет либо раздавать эти товары бесплатно, либо раздавать деньги на их покупку, то есть в конечном итоге опять же раздавать товары бесплатно.
Сфера услуг проблему не решит, потому что если все будут работать в сфере услуг и обслуживать друг друга, то все заработанные деньги люди будут платить друг другу, а покупать товары, производимые полностью автоматизированным производством, уже не смогут.
Если представить себе, что есть две сферы экономики — производство, которое полностью автоматизировано, и сфера услуг, в которой работают все люди, то переток денег из сферы услуг в сферу производства приведет к сокращению сферы услуг. Чтобы этого не допустить — нужно будет ее пополнять. За счет чего?
Если вам кажется, что это далекий от реальности умозрительный пример — это не так.
США и ЕС уже стали совершенно реальными действующими примерами такой системы.
В США и странах ЕС очень развита сфера услуг, при этом значительную часть товаров на американский и европейский рынок поставляет Китай.
Новости партнеров
Китай уже сегодня является примером того производства, в котором почти не задействованы американские и европейские потребители, занятые главным образом в сфере услуг и обслуживающие сами себя.
Таким образом, китайское производство для США и ЕС уже сегодня является этаким автоматом, который работает сам по себе, пока еще с участием китайского персонала, но уже практически без европейцев и американцев.
Какими деньгами американцы и европейцы платят Китаю за поставляемые товары?
Долларами и евро.
Но откуда берутся эти доллары и евро?
ФРС и ЕЦБ осуществляют эмиссию, в просторечии печатают деньги, хотя сегодня это уже не физическая печать банкнот, а полностью электронная операция внутри банковской системы.
Эмиссия доллара и евро осуществляется с той самой целью, которая была описана выше — чтобы можно было расплачиваться за китайские и другие товары, поступающие в США и ЕС извне.
Если американцы и европейцы будут расплачиваться за китайские (и другие внешние) товары теми деньгами, которыми рассчитываются между собой за собственные услуги — их сфера услуг начнет сокращаться и в конце-концов схлопнется. Поэтому чтобы поддерживать одновременно и внутреннюю сферу услуг и расплачиваться за поступающие извне товары — приходится осуществлять эмиссию.
Чтобы деньги, которые США и ЕС платят Китаю и другим внешним поставщикам за товары, возвращались обратно, США и ЕС тоже должны что-то поставлять в ответ. Но что?
В прошлом США и страны Европы поставляли в Китай оборудование и передавали технологии, инвестировали в производство, переносили в Китай производство из собственных стран и получали деньги за это — в виде оплаты за оборудование и технологии, а также в качестве дивидендов.
Но со временем Китай научился создавать собственное оборудование и разрабатывать собственные технологии, поэтому его потребность в европейских и американских значительно сократилась и продолжает снижаться.
Уже сегодня Китай поставляет в США и ЕС больше своих товаров, чем покупает там.
Это называется торговый баланс.
Торговый баланс между Китаем и США уже сегодня в пользу Китая и продолжает смещаться в китайскую сторону.
Именно это стало фундаментальной причиной нескольких волн эмиссии доллара и евро в США и ЕС — Европа и Северная Америка закупают у других стран больше продукции, чем поставляют во внешний мир.
И это касается не только торговли США и ЕС с Китаем, но и торговли с Россией, что наглядно показала санкционная война.
После ввода санкций быстро обнаружилось, что зависимость Европы от российского сырья намного выше, чем зависимость России от европейских товаров.
Почти всем европейским и американским товарам Россия нашла замену в Китае, где многие из них давно уже производятся и являются европейскими и американскими лишь на уровне брендов, как например айфоны. А некоторые даже на уровне брендов являются китайскими и продавались за доллары просто по инерции, потому что так было принято.
Россия и Китай представляют собой практически самодостаточную пару стран, которые могут торговать между собой. И если рассмотреть пару Россия-Китай как автаркию, то на ее примере можно обнаружить, что капиталистическая система с принципом извлечения прибыли оказывается не нужна.
Капиталистическая система оказывается не нужна по той простой причине, что бесконечный рост потребления не имеет смысла.
Бесконечный рост потребления ведет к тому, что каждый человек должен будет каждый день покупать новую машину, каждую неделю новый дом, а переодеваться и переобуваться должен будет вообще каждые пять минут. И одновременно с этим на десяти компьютерах играть в сто игр и смотреть тридцать фильмов на тридцати телевизорах, которые он будет менять во время каждой рекламной паузы. И это лишь промежуточный этап, а потом все это надо будет делать еще чаще.
Бесконечный рост производства невозможен, да и не имеет смысла.
Избыточный рост производства приводит к тому, что качество жизни перестает расти и начинает снижаться, товаров становится больше, чем необходимо для жизни, ассортимент становится слишком велик чтобы все перепробовать, менять вещи приходится слишком часто и это ведет к многочисленным неудобствам.
К этому добавляются проблемы утилизации. Уже сегодня переработка мусора становится большой проблемой. Если увеличить производство еще в 5-10 раз и начать менять машины каждый день, обувь каждые пять минут, а телевизор во время каждой рекламной паузы — вся планета превратится в сплошную свалку.
Бесконечный рост численности населения тоже невозможен, потому что размер планеты ограничен.
Перенаселение ведет к тем же проблемам — снижению качества жизни и сокращению жизненного пространства отдельного человека. И еще к проблеме занятости.
Постоянный рост автоматизации ведет к тому, что занятость в производстве неуклонно сокращается.
Уже сегодня Китай с населением полтора миллиарда человек (причем далеко не все заняты в производстве) обеспечивает своей продукцией половину мира. Со временем половину мира будет обеспечивать одна китайская провинция. А вторую половину будет обеспечивать вторая провинция. Или Тайвань.
В этих условиях капитализм становится не просто не нужен — он становится невозможен.
Рост производства при растущей автоматизации в условиях капитализма упирается в отсутствие платежеспособного спроса.
Увеличить производство физически можно, но придется либо раздавать товары бесплатно, либо раздавать деньги чтобы стимулировать спрос. Что и происходит в последние десятилетия в США и ЕС.
Но бесконечно раздавать деньги (то есть осуществлять эмиссию) тоже нельзя. Во-первых, это порождает инфляцию с тенденцией перехода в гиперинфляцию, в условиях которой перестанет работать система кредитования. Во-вторых, это все равно в конечном итоге ведет к перепроизводству и перенасыщению. Не может человек потреблять бесконечно с нарастающей скоростью. Да и не нужно это человеку. И бесконечный рост населения тоже невозможен.
Все эти факторы начали проявляться еще в конце 20-го века.
Многие товары, выпускаемые в последние десятилетия, производятся с искусственно заниженным сроком службы. Спрос на многие товары стимулируется методами рекламы, которая призывает потребителей покупать вещи, которые им совершенно не нужны. Реклама призывает обновлять вещи чаще, чем это необходимо. А чтобы делать это стало проще, придуманы потребительские кредиты, кредитные карты, рассрочки, акции, распродажи.
Но бесконечно наращивать искусственно созданное сверхпотребление тоже нельзя — потребители устают, их все труднее чем-то удивить и заставить покупать больше, нарастают проблемы утилизации и… как уже было сказано, рост автоматизации ведет к тому, что товары приходится раздавать бесплатно или за деньги, которые нужно сперва эмитировать и опять же раздать.
Капитализм исчерпал себя.
Одним из признаков этого были ключевые ставки центробанков, которые в определенный момент приближались к нулю и даже уходили в область отрицательных значений в реальном выражении. Это означало, что рост финансового капитала в глобальном масштабе остановился, извлечение прибыли на глобальном уровне стало невозможно, мировая система начала работать себе в убыток.
Можно сколько угодно добавлять нули к суммам на банковских счетах, но это уже не рост капиталов, это просто математическая операция, которая ни к чему хорошему не ведет.
Первый звоночек прозвонил еще в 2000 году когда лопнул пузырь доткомов. Это был обвал биржевых индексов искусственно завышенных, переоцененных и полностью виртуальных активов.
Второй звоночек прозвонил в 2008 году, когда случился мировой финансовый кризис, начавшийся с кризиса на ипотечном рынке США. Который тоже был связан с большой массой необеспеченных кредитов.
Третьим звонком можно считать текущую ситуацию в США и ЕС, связанную с явно неудачной санкционной войной и ростом инфляции, которая стала результатом нескольких волн эмиссии.
Капитализм достиг пределов своего развития, дальнейший рост капиталов в глобальном масштабе и долгосрочной перспективе уже невозможен.
Далее можно заниматься только перераспределением капиталов внутри мировой системы, но при этом система в целом не будет расти, будут расти только одни региональные капиталы за счет других.
При этом перераспределение капиталов в существующей мировой системе может привести к сокращению капиталов, а вместе с ним и к сокращению влияния США и ЕС, поскольку их капиталы сегодня являются наиболее уязвимыми и наименее обеспеченными, раздутыми и переоцененными.
Перераспределение капиталов будет осуществляться в пользу России и Китая, поскольку Россия располагает сырьевыми ресурсами, а Китай промышленностью — активами реальными и в настоящий момент явно недооцененными, что наглядно показала санкционная война.
И это явно не в интересах американских и европейских капиталистов, которые являются основоположниками и главными держателями мировой капиталистической системы.
Остается вариант — переход от капитализма к какой-то другой парадигме производства и распределения материальных благ, к другой модели управления миром.
Капитализм на самом деле не является и никогда не был самоцелью. Это лишь система, которая до недавнего времени позволяла очень эффективно управлять производством и распределением материальных благ и удерживать власть в руках сильных мира сего.
Но эта система исчерпала себя.
Далее чтобы удерживать в своих руках власть над миром, укреплять ее и управлять производством и распределением материальных благ в своих интересах, нужна какая-то новая система.
Это наверное и будет предметом новой мировой войны, начало которой мы уже наблюдаем — войны за новый миропорядок.
На смену капитализму должна прийти какая-то новая система. Новая парадигма, основанная уже не на принципе извлечения прибыли, а на каких-то других идеях, позволяющих управлять миром в условиях товарного изобилия, роста автоматизации, постепенно исключающей человека из промышленного производства, а также в условиях экологических вызовов и перенаселения планеты.
И здесь возможны варианты…
А капитализм в любом случае завершен.