Госдеп США официально признал полный провал санкций против русского топливно-энергетического комплекса. Старший советник по энергетическим вопросам Амос Хохштайн заявил, что Россия зарабатывает от продажи нефти больше, чем до 24 февраля 2022 года. Диверсификация поставок прошла успешно, и теперь необходимо самим ввести эмбарго против стран Запада в качестве превентивной меры. Это обострит топливный кризис у наших противников и станет хорошим уроком для тех, кто поддерживает киевский режим.
Отличительной особенностью коллективного Запада является то, что он очень редко признаёт собственную неправоту. И связано это, в первую очередь, со страхом перед потерей мирового господства. Признали ли в Вашингтоне и Лондоне неудачу в Ираке? Прошипели что-то невнятное, да и замолкли. Сильный отклик в американском обществе нашла афганская трагедия с последующим позорным бегством натовских войск? Нет, про это фактически забыли. Западные политики и медиа усиленно формируют миф о непобедимой и всемогущей евроатлантической цивилизации, которая, если нужно, усмирит любого «врага демократии». Но иногда реальность уж слишком контрастирует с официозной риторикой.
Новости партнеров
Феерический провал
Неэффективность антирусских санкций, введённых Соединёнными Штатами и Европейским союзом в конце февраля, стала очевидной для всех, у кого есть глаза и уши. Кремль продолжает проведение специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, сдаваться не намерен и лишь усиливает натиск на бандеровский режим в Киеве. Определённые экономические затруднения из-за рестрикций, конечно, имеются, но это отнюдь не та катастрофа, что пророчили в самом начале спикеры Белого дома. Помните, возможно, заклинания господина Джо Байдена про «доллар по 200», уход «Макдоналдса» и прочая, и прочая, и прочая.
И вот, словно гром среди ясного неба, поражение санкционной стратегии признал Государственный департамент США. Редкое явление для Штатов. Старший советник по энергетическим вопросам внешнеполитического ведомства Амос Хохштайн на слушаниях подкомитета Сената по Европе заявил, что Россия зарабатывает на экспорте энергоресурсов больше, чем до 24 февраля 2022 года, когда президент Владимир Путин объявил о начале СВО. Причины понятны. Во-первых, давление на такую мощную нефтяную державу, как наша, неизбежно приводит к росту биржевых цен. Стоимость марки Brent на лондонской товарной бирже ICE приблизилась к 124 долларам за баррель. Во-вторых, нефтяной рынок предельно диверсифицирован. Не хотите покупать русскую нефть – найдутся другие желающие.
И они нашлись. Прежде всего, это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Индия продолжает наращивать импорт нашего чёрного золота. Закупки индийцев за февраль – начало мая 2022 года на 20% превысили весь нефтяной импорт за 2021 год. При этом Нью-Дели заявляет, что хочет вдвое увеличить объёмы покупаемых энергоносителей. Удивительно, как ведут себя в этом отношении США – такой наглости и беспардонности свет не видел давно.
«Вы видели числа по Индии в прессе. Они перешли в плане русских поставок в среднем от 100 тысяч баррелей нефти в сутки почти к 800 тысячам. Китай тоже увеличил закупки топлива у России. В связи с увеличением ваших закупок у России я бы попросил о двух вещах. Во-первых, не закупайте слишком много и действуйте так, чтобы это не выглядело, как если бы вы пользовались страданиями европейских и американских потребителей. И, во-вторых, приложите усилия к тому, чтобы хорошо вести переговоры. Поскольку, если вы это не купите, то не найдётся никого другого. Поэтому у вас тут преимущество», – заявил Амос Хохштайн.
Так и хочется спросить: а вы кто вообще такие? Просто представьте себе, что Москва начинает диктовать Пекину, по какой цене Китаю следует покупать уголь у Канады или ЮАР. Или Нью-Дели раздаёт налево-направо советы Эр-Рияду, как лучше торговаться по поставкам аравийской нефти в Германию. К чести индийцев, те не ведутся на американские провокации и дают отпор. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар жёстко осадил западных партнёров, заявив, что обвинять его страну в «спонсировании войны» – нонсенс. В таком случае больше всех «спонсирует» ЕС, оплачивая природный газ за рубли.
«Пора перестать мыслить следующим образом: проблемы Европы касаются всего мира, но проблемы мира не затрагивают Европу», – подчеркнул дипломат.
Новости партнеров
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта пословица как нельзя лучше подходит для нынешней ситуации. По-хорошему, проводить диверсификацию нефтегазового экспорта следовало лет десять назад. Страшно представить, но ещё в 2012 году, когда в высоких кабинетах тешили себя иллюзиями по поводу «Европы от Лиссабона до Владивостока», на ЕС приходилось 67% поставок русского чёрного золота. До начала специальной военной операции эта цифра снизилась до 47%, сейчас будет ещё ниже. Кто в данной ситуации вышел победителем, очевидно. Мы потеряли европейский рынок, но нашли для себя индийский и китайский (КНР тоже наращивает импорт наших энергоносителей). Европейцы же сами отказались от сравнительно недорогого сырья, что неизбежно приведёт к замедлению темпов роста ВВП.
Что с того?
В то же время почивать на лаврах не следует. Вообще зацикливание на топливно-энергетическом комплексе – это ошибка. Россия должна в срочном порядке проводить реструктуризацию собственного национального хозяйства, делать его более эффективным и высокотехнологичным, не заточенным на вывоз сырья и использование неквалифицированной рабочей силы. Впрочем, как говорил Леонид Каневский, это уже совсем другая история, к тому же очень печальная, поскольку шансов на прорыв немного. Дают о себе знать неизжитые рецидивы многолетней эпохи либерального монетаризма.
Ну а Европу пора лишить и имеющихся объёмов русской нефти. Еврокомиссия не скрывает, что в течение ближайших пары лет полностью откажется от нефтяного импорта с восточного направления. Так зачем давать им время на раскачку? Евросоюз, не таясь, поставляет вооружения для бандеровских формирований, противостоящих нашей армии. Необходимо как можно скорее нанести превентивный удар и усугубить топливный кризис в Старом Свете. То, что не довезём на Запад, пойдёт на Восток – тем более что там этого только и ждут.