«Финансовая ЧК» должна поставить Центробанк под контроль
Давно известный принцип элит «своих не бросаем» после начала спецоперации на Украине можно, пожалуй, дополнить фразой: «но иногда оставляем без полномочий». Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, по слухам, подавала в отставку в первые дни СВО, однако ее по какой-то причине сохранили на месте, несмотря на замороженные золотовалютные резервы. Можно было сказать, что коней на переправе не меняют, но с течением времени вопросов к Набиуллиной меньше не становится — тут и неконтролируемое укрепление рубля, несмотря на вновь открываемые «валютные» шлюзы, и неприлично высокая ключевая ставка. Запуска российской промышленности при такой высокой стоимости кредитов не происходит, зато Джон Салливан похвалил Набиуллину за талантливую работу. Но всему есть предел?
В Госдуме в третьем чтении на днях был принят законопроект, который пылился и ждал своего часа с октября 2021 года. По большому счету, это была обычная «проходная» новелла, которая предусматривает управление пенсионными накоплениями ликвидируемых негосударственных пенсионных фондов, оставшихся после погашения требований кредиторов.
Новости партнеров
Однако 7 июня этот законопроект «всплыл» и прошел второе чтение с поправками, в которые «вшили» новую статью — и вот в ней весь «сок». Статья 5 вносит дополнения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств», благодаря которым президент наделяется полномочиями в сфере экономического и валютного регулирования.
Например, президент вправе устанавливать особый порядок по выплате дивидендов лицам недружественных государств (вероятно, механизм направлен на ограничение таких выплат). Также поправки к закону позволяют главе государства вводить ограничения на операции по счетам и вкладам, а также замораживать (блокировать) имущество как граждан, так и юрлиц.
Собственно, такое срочное принятие и расширение закона за пределы изначальных рамок объясняется тем, что рутинная работа Госдумы предназначена для принципиально иной реальности, объясняет зампред комитета ГД по экономической политике Михаил Делягин:
«Приходится использовать те инструменты, которые у нас есть — искать законопроекты, которые есть, и быстро их принимать. Писать законы с нуля — это значит потерять много времени на неизбежные формальные процедуры, поэтому во втором чтении в законопроект высыпают пакетик поправок».
Экономист Никита Кричевский полагает, что статья 5 фактически отменила закон о валютном регулировании и валютном контроле, сломала законы о ЦБ, банках и бухучете, видоизменила ряд положений по ведению бухгалтерского учета, Налогового кодекса, подвесила полномочия ЦБ, в т.ч. по определению курса и обслуживанию счетов, а также роль Росфинмониторинга.
Эксперт считает, что таким образом из игры выводится глава Центробанка со своими «капризами» — финансово блокируются офшоры, президент наделяется чрезвычайно широкими полномочиями, а правительство может в дальнейшем определять текущий курс доллара, хоть и не напрямую.
«Закон, по сути, создает «финансовую ЧК», которая будет определять правила финансовой игры в экономике. Причем далеко не факт, что в нее войдут Набиуллина, Силуанов, Кудрин, но наверняка — Мишустин, вице-премьер Белоусов, глава ФНС Егоров», — пишет Никита Кричевский в телеграм-канале «Антискрепа».
Новости партнеров
И этот законопроект был принят в третьем чтении уже на следующий день, осталось пройти утверждение в Совете Федерации, подписание президентом и опубликование. Таким образом, спецоперация проходит не только на Украине в военном плане, но и внутри страны в плане экономическом? На этом фоне примечательно, что банки начали постепенное введение отрицательных ставок по счетам в валюте: «Райффайзенбанк» объявил, что с 30 июня вводит комиссию 0,2% в месяц за хранение валюты на счетах от 5 тыс. до 500 тыс. в каждой валюте; «Тиньков» вводит комиссию в 1% в месяц при балансе свыше 1 тыс. условных едениц; «Росбанк» обсуждает ставку на уровне 0,5% в месяц. К ним также добавились или скоро добавятся: «Ситибанк», банк «Санкт-Петербург», «Уралсиб», РНКБ.
«Причины очевидны: желание банков обезопасить себя и своих клиентов от возможных санкций, из-за которых валютные вклады могут быть заморожены, и отсутствие направлений, куда можно разместить валюту», — считает Никита Кричевский.
Таким образом, судя по всему, проводится дополнительная дедолларизация как еще один экономический фронт спецоперации, в которой валюты должно быть на счетах ровно столько, чтобы хватило расплатиться по обязательствам. Однако, если вводится «ручное» экономическое управление, то зачем президенту Эльвира Набиуллина, которую он же предложил переназначить, а теперь ее же лишают основных полномочий?
«Это, конечно, констатация полной недееспособности Банка России и полной враждебности Банка России интересам развития российской экономики, — пояснил депутат Госдумы Михаил Делягин. — Теперь происходит нормальная централизация управления в условиях кризиса. В то же время я понимаю логику минимизации масштабов изменений, потому что если сейчас заставлять Банк России работать так, как он должен работать, то это дикий труд, я допускаю, что у политического руководства на это нет времени и сил».
Таким образом, можно сказать, что в стране идет «ползучая» мобилизация экономики, которая постепенно и как бы незаметно переназначает рычаги управления от «талантливых» менеджеров к президенту и правительству. Впрочем, Михаил Делягин считает, что это еще не мобилизация, но движение в ее сторону:
«Пока мы видим поползновение к эффективности госуправления. Пока не к мобилизации, всего лишь к эффективности. При мобилизации как минимум половина из руководителей Банка России не сидела бы в своих креслах. В том, что Набиуллина должна сидеть, мы с президентом сходимся во мнении. Вопрос только в том — где именно».