Один из последних столпов и оплотов российского либерализма – советник президента Валентин Юмашев – на днях написал прошение об отставке. Очень символичный знак. С уходом с политического Олимпа страны таких знаковых фигур, как Чубайс и Юмашев, с исторической арены уходит эпоха политического и экономического либерализма. А она длилась в России свыше сорока лет.
Но почему именно сейчас? И ушел ли он по своей воле?
Новости партнеров
Конечно же, нет. Власть – это тот стол, из-за которого никто никогда добровольно не встает. Юмашева «ушли». Валентину Борисовичу сделали предложение, от которого он не смог отказаться. И сделали его глубоко и искренне ненавидимые им люди из ближайшего окружения Путина.
А ведь именно Валентин Борисович был одним из тех, кто в свое время привел Путина к власти. Почему он и Чубайс сделали ставку именно на Путина – мы не узнаем никогда. Можно предположить, что Чубайс оценил его деловые качества за время совместной работы в мэрии Санкт-Петербурга. И наверняка их обоих вдохновил пример «предателя столетия» генерала КГБ Филиппа Бобкова – «Иуды в золотых погонах», как его называли на Лубянке. Генерал армии Бобков, гроза всех диссидентов, ранее возглавлявший идеологический департамент КГБ СССР, неожиданно для всех переметнулся к своим злейшим идеологическим врагам и устроился в аналитический отдел службы безопасности своего злейшего идеологического врага – олигарха Гусинского.
Возможно, Юмашев и Чубайс полагали, что полковник Путин пойдет по пути «золотого Иуды». И тот, как опытный разведчик, сумел убедить их в этом. Как потом шутил сам президент, «операция «Внедрение» прошла успешно». И в этой шутке была только доля шутки
Так что же произошло? Какая «черная кошка» пробежала между президентом и его бывшими «крестными отцами»?
Пробежала. И не одна.
Карьерный взлет
Карьера Юмашева кажется удивительной. Валентин Борисович вырос в пролетарской семье, обделенной всеми возможными прелестями жизни. Отца у него не было. Мама работала уборщицей. Достаток в семье был, мягко говоря, чрезвычайно скромным. И он с детства страшно завидовал тем детям, кто жил в полной семье и мог позволить себе роскошь покупать импортные обновки, а то и (страшно подумать!) выезжать за границу – в какую-нибудь Болгарию с Румынией. Вся его жизнь была подчинена страстному желанию вырваться из «порочного круга нищеты» – в его понимании. Хотя, если разобраться, его семья никогда была стеснена в насущном. И жилье свое у них было, и с голода не умирали.
Новости партнеров
В 16 лет Валя вместе с матерью перебрался в подмосковный поселок Переделкино. Здесь он вместе с матерью начал трудовую карьеру дворника. Каких-то особых связей с писателями знаменитого поселка история не зафиксировала. Хотя не исключено, что именно труженики пера подбили его подать документы на журфак МГУ. Он туда и поступил – заочно.
Правда, окончить его так и не сумел. Или не захотел. А может, уже и не до этого было. В страну пришла Гражданка Перестройка, распахнув перед хваткими ребятами широчайшее окно удивительных возможностей. Надо было хватать звезды, звания, деньги и должности в «веселой грабительской игре», которую затеяли вчерашние циничные комсомольские работники, в мгновение ока ставшие новоиспеченными олигархами.
Журналистом он оказался весьма средним. В «Комсомолке» сумел освоить только должность курьера. В «Огоньке» выше отдела писем, который сами журналисты иронично называют «сопли и вопли», так и не поднялся. Но хватка и чутье на деньги у него были всегда. Он умудрился превратить самый «нестатусный» отдел «рупора перестройки» в «настоящий рыночный базарчик» (по воспоминаниям главреда «Огонька» Коротича). Деньги потекли к нему рекой в разноцветных конвертах, коробках из-под ксерокса и прочей носимой таре.
А после бегства Коротича в Штаты (после событий 1991-го тот испугался каких-то мифических репрессий) главредом «Огонька» стал Лев Гущин – коллега Юмашева по «соплям и воплям». И назначил Юмашева своим замом.
И тут ему свезло принять участие в избирательной кампании депутата Ельцина. Будущий президент отметил журналиста и в 1996 году того пригласили в Кремль – советником президента по работе со СМИ. И началось триумфальное шествие вчерашнего медийщика во власть.
«Карибский кризис» Валентина Юмашева
В Кремле состоялась историческая встреча Юмашева и Чубайса. Оба быстро поняли, что они – одной крови. И Юмашев с головой окунулся во все проекты Чубайса по распилу, откату, заносу и вывозу (за рубеж) российских активов. Юмашев оказался большим мастером улаживать финансовые споры между олигархами.
В результате к числу его активов присовокупилась дача стоимостью в пятнадцать миллионов долларов и несколько башен в комплексе «Москва-Сити» (это только по официальным данным).
Новости партнеров
И вот, как мы можем предположить, на эту горячо любимую недвижимость на днях наложили свою цепкую «волосатую лапу» «дяди Бакенбарды» из российского департамента ЦРУ. И потребовали от владельца апартаментов специфичных услуг, которые стали предвестником его неизбежного увольнения. Ну ты же типа советник президента, правильно? Ну вот и дай ему правильные советы – касаемо операции на Украине. Иначе дачка-то.. того… может окончательно «окарибиться».
Валентин Борисович, судя по всему, очень любил свою недвижимость. И покорно пошел давать «правильные советы». Ну и насоветовал на собственную отставку.
После чего, по инсайдерской информации, представители силовых кремлевских башен, которые все эти годы неровно дышали к Юмашеву, с напряженным и мстительным ликованием выкатили на свет божий весь накопленный на него компромат. И убедительно попросили не повторять «подвиг Чубайса» – не покидать пределов исторической родины без «величайшего соизволения». Ибо в аэропорту все равно остановят, а частный вертолет на границе собьет комплекс ПВО.
Операция «Внедрение»
Почему отставка Юмашева состоялась именно сейчас? Потому что раньше президента, судя по всему, сковывали данные ранее обязательства. Именно Чубайс и Юмашев «со товарищи» привели его к власти. И, разумеется, у него были перед ними какие-то обязательства. А скорее всего – целый букет обязательств. И Путин до поры до времени все их свято выполнял. Мог ли он их нарушить? Не факт. Наверняка «сладкой парочкой» Чубайс-Юмашев была придумана какая-то сбалансированная «система сдержек» – вплоть до физического устранения нарушителя конвенции.
Все эти годы вся пятая колонна теснейшим образом была связана с западными спецслужбами. «Дяди Бакенбарды» были основным гарантом сохранности всех этих яхт размером с авианосец, карибских дач и мавританских замков на Крокодиловых островах. И более послушных агентов влияния, чем владельцы всей этой неземной роскоши, трудно было придумать.
Понимал ли Путин, в каком ядовитом болоте ему придется работать? Прекрасно. Потому достаточно долго не отсвечивал, занимаясь сугубо техническими проблемами и сконцентрировав свои усилия на самых тяжелых участках работы – куда либералов никаким «калачом цвета доллар» не заманишь. А самым тяжелым участком была тогда Чечня. Чеченцы-сепаратисты в принципе не устраивали и либералов тоже. Они норовили разрушить их монополию на нефтяной бизнес и вообще лезли не в свои дела и не на свои поляны. К тому же они активно подпитывались арабской и турецкой агентурой, а наши олигархи жить ни в Арабских Эмиратах, ни в Турции точно не собирались. Их устраивал только Запад. А еще точнее – вожделенная Англия и юг Соединенных Штатов. Все, что существует за пределами этих стран, для них либо третий мир, либо «вахтовый поселок золотодобытчиков» – место, где они делают деньги. Включая Россию, кстати.
Но для работы в Чечне Путину нужны были крепкие профессионалы из спецслужб. И его кураторы-олигархи из числа неприкасаемых (к числу которых, несомненно, принадлежал и Валентин Юмашев) закрывали глаза на то, что в его ближнем круге стали появляться новые люди. Сначала эти люди долго и упорно занимались Чечней. Был проведен целый ряд успешных операций по устранению Хаттаба, отражению «дагестанского рейда», устранению Шамиля Басаева, Руслана Гелаева и целого ряда одиозных полевых командиров. Кроме того, чекистам пришлось нейтрализовать теракты в Буденновске, на Дубровке, в других городах и весях России. Венцом усилий чекистов стало сотрудничество сначала с Ахматом Кадыровым, а потом и с его сыном. Чечню замирили. И даже восстановили. И возглавил ее убежденный путинец и патриот России Рамзан Кадыров.
А дальше началось самое интересное…
«Проблемные» и «неприкасаемые»
Операция в Чечне закончилась. А чекисты в Кремле остались. Они не собрались покидать занятые позиции. Это вызвало сначала легкое недовольство, а потом острое раздражение кураторов-олигархов: а что здесь делают эти люди? Не пора им на заслуженную пенсию? Ответ был лаконичным: занимаются безопасностью первого лица государства. А это – тема закрытая. Для всех. В том числе и для вас. Так что извините. Безопасность любит тишину и закрытость. А не многовато ли стало в Кремле людей, которые занимаются вашей безопасностью, господин президент? – продолжала вибрировать либеральная тусовка. А безопасности много не бывает. Её может быть только мало. Посмотрите на батьку Лукашенко. У него чекисты вообще на каждом перекрестке. А почему эти люди суют нос не в свои дела и лезут в наши серые финансовые схемы? Потому что они пекутся и о вашей безопасности тоже. И вообще – они должны располагать максимумом информацией, чтобы пресечь какое-то покушение – в том числе и на ваши деньги. А почему они стали крышевать крупный бизнес? Они не крышуют. Они занимаются безопасностью руководителей крупных компаний….
Такие диалоги в режиме «раздраженный вопрос – вежливый ответ» вспыхивали в Кремле и Администрации президента периодически. И каждый раз потухали.
А потом Путин расколол команду Чубайса на два лагеря – «неприкасаемых» и «проблемных». К неприкасаемым были отнесены сам Чубайс, Абрамович, Юмашев и иже с ними. К проблемным – Ходорковский, Гусинский, Березовский и ряд других фигур калибром поменьше. Им кураторы рекомендовали договариваться с Путиным «на берегу». Тем более что он был рекомендован в качестве «договороспособного клиента». А вот договориться не получилось. «Клиент» по каким-то неочевидным для них причинам закусил удила.
Сначала испортились отношения с президентом у Ходорковского. Тот был самым активным участником «веселой грабительской игры», как сами олигархи назвали свою деятельность по раздербану российских ресурсов. В итоге вообще замахнулся на святая святых для любого разведчика – стратегическую безопасность государства. На одной из пресс-конференций Ходорковский как-то сам проговорился, что инициировал «сделку тысячелетия». Подробности сделки мы не узнаем никогда. Но есть инсайдеровская информация, что речь шла о продаже ядерного щита России. И тогда Россия окончательно стала бы западной колонией по типу африканской. Каким образом можно было продать этот шит, до сих пор остается загадкой. Но, видно, каким-то образом было можно. Придумали на западе «образ».
В принципе, это неудивительно. Российских олигархов всегда отличало полное отсутствие намеков на государственное мышление. В их сознании все покупается и все продается. Почему бы и государевыми тайнами не торгануть?
Кстати, об этой сделке знал и ранее неприкасаемый Юмашев. И пальцем о палец не ударил, чтобы ее предотвратить. И Путин это запомнил (у него вообще хорошая память на такие вещи). Поэтому мысленно в свой черный «расстрельный список» он внес Валентина Борисовича еще тогда. Но увольнять его было рано (по мнению Путина). Во-первых, руки сковывали договоренности. Во-вторых, вопрос личной безопасности тогда на самом деле стоял достаточно остро. На счету у команды Ходорковского до сих пор висит нераскрытое убийство мэра Нефтеюганска Петухова, который предъявил им счет за серые нефтяные схемы. Подручные Ходорковского Невзлин и Пичугин продемонстрировали, что способны легко перейти красную черту. Кстати, именно это отпугнуло от них Чубайса.
Невзлин успел-таки убежать в Израиль. Пичугина кремлевские силовики «приняли». Ему нарезали космический срок. И он полирует нары до сих пор. А потом грянула спецоперация.
Предатели-толстосумы
Судя по всему, Путин планировал закрыть украинский вопрос восемь лет назад – сразу после Крыма. Это было более чем реально. Но опять вмешались кураторы, которые все эти годы целовались взасос, в десны и еще кое-как с олигархами Незалэжной. Порошенко много лет благополучно кормился со своих кондитерских фабрик в Калужской области. Российский олигархат имел свои интересы на «Азовстали». И все вместе дружно сосали прибыль с транзита российского газа по Украине.
Руководствуясь исключительно интересами личной выгоды, Сурков с Ахметовым и Медведчуком отговорили Путина от переноса Крымской весны на всю Украину. А ведь тогда был реальный шанс…
Чуть позже тот же Сурков вместе с Ахметовым (и, возможно, примкнувшим к ним Юмашевым) сорвали наступление народного ополчения Донецка и Луганска на Киев после замыкания дебальцевского и иловайского котлов. А Ахметов грудью встал на защиту родной «Азовстали». И почему-то «забыл» сообщить в Кремль о том, что в недрах его завода расположилась целая армия отмороженных боевиков – вместе с биолабораториями и боезапасом.
Ныне томящийся на нарах СБУ Медведчук, кормящийся от России всеми частям тела, насвистел президенту, что по всей Украине российские войска будут встречать с цветами. Встретили…
Именно поэтому Путин пальцем о палец не ударил, чтоб вытащить своего крестника из киевского СИЗО, как бы его там не мордовали. Слишком дорого обошлась российской армии «ложь во спасение собственного кошелька» украинского толстосума.
В итоге все олигархи – и российские, и украинские – с началом боевых действий показали свое истинное лицо. Которое на поверку оказалось мурлом предателей. А теперь к ним присоединится и Юмашев. И ему тут же объяснили, кто он и сколько стоят все его убеждения. Если они вообще есть.
Второй «37-ой»
В Кремле говорят, что Путин устроил своему ближнему окружению второй 37-ой год. Это не совсем так.
Во-первых, все проходит не так кроваво. Путин все-таки не расстреливает врагов России и не ссылает их в ГУЛАГ, как это делал Сталин. Он сохраняет им жизнь и дает возможность беспрепятственно покинуть страну. А некоторым – даже прихватить с собой честно наворов… (зачеркнуто) нажитое непосильным трудом. Вот и отчаливают от российского причала всевозможные Тиньковы, Савины, Чубайсы и Юмашевы.
Во-вторых, «зачищаются» далеко не все. А только те, чья деятельность откровенно вредит России и приводит к неоправданным жертвам в процессе военной операции. А Путин старается беречь жизни солдат и офицеров.
В-третьих, мир после 24 февраля поменялся необратимо. И жить насельникам ядовитого «либерального болота» по старым законам уже не получится. Возник некий момент истины: кто не с нами – тот против нас. А кто против нас – не может и не должен находиться на государевой службе. Это аксиома.
В-четвертых, Сталин зачищал страну от потенциальных предателей за несколько лет до начала войны. А Путин приступил к этому только после начала боевых действий – чтобы окончательно убедиться, кто есть кто.
В-пятых, при Сталине под кровавый маховик репрессий попадали и правые, и виноватые. Лес рубят – щепки летят. Путин как настоящий разведчик «заходит в адрес» – действует выборочно и работает по конкретному адресату.
Одним из которых и стал ельцинский зять Валентин Юмашев – когда зарубежные кураторы напомнили ему про зыбкость и ненадежность его «карибских активов».
«Ядовитое болото» во власти и в России осушается – как искусственным, так и естественным путем. Очень хороший знак времени.