Американцы после долгих колебаний приняли решение о поставке Киеву своих дальнобойных РСЗО. Если самая дальнобойная российская система такого класса способна поражать цели на расстоянии 120 километров, то заявленная дальность американских РСЗО — 70-500 километров. В России на эту дальность системы, относящиеся к артиллерии, не работают. Она покрывается баллистическими ракетами средней и меньшей дальности, а также крылатыми ракетами.
Американское руководство опасалось, что украинцы, получив соответствующие вооружения, тут же применят их для обстрелов приграничных областей России. Из Черниговской и Сумской областей Брянская, Курская и Белгородская области накрываются американскими РСЗО практически на всю глубину. В Вашингтоне боялись, что известная любовь украинцев к террористическим обстрелам городов, если американское оружие будет использовано для подобного рода акций против российских областных центров, приведёт к ответу России непосредственно Америке, выводя конфронтацию на новый уровень, к которому США не готовы.
Новости партнеров
Решающую роль в решении таки поставить РСЗО сыграло начало рассыпания украинского фронта. В США осознали, что Украина может не вытянуть войну не только до зимы, но даже до осени, что резко сузит возможности Вашингтона втравить в противостояние с Россией на Украине и в Белоруссии своих восточноевропейских союзников. Америка не успеет превратить войну в долгоиграющий механизм раскачивания России.
При таком развитии событий, крах Украины будет катастрофой и для США. Получится, что Америка втравила своего клиента в войну и не смогла не только предотвратить его разгром, но даже рационально использовать гибель украинского государства. Для США это морально-политическая катастрофа, делающая маловероятными подобные аферы в будущем — союзники будут бояться Россию и Китай больше, чем Америку, соответственно скрытый саботаж американских инициатив, к которому они прибегают сейчас, превратится в открытое неповиновение и окончательно похоронит миф о способности США удержать/вернуть глобальную гегемонию.
В среднесрочной перспективе это способно привести к утрате американского контроля над Восточной Европой, а значит, и рычага влияния на Европу Западную. В европейской части Атлантики США смогут опереться только на наглую островную монархию, которая сама переживает процессы дезинтеграции. То есть геополитическое положение США будет хуже, чем в конце XIX века. Тогда они, по крайней мере, под лозунгом «Америка для американцев» установили свою гегемонию в Латинской Америке. Сейчас у них не будет и этого — Южная Америка уже активно осваивается Россией и Китаем.
Именно поэтому украинский кризис столь принципиален для Вашингтона. Именно поэтому США делают всё, чтобы Украина продержалась против России как можно дольше, а Европа влезла в конфликт с Москвой как можно глубже. С целью упрочить политические позиции украинского режима США только за последние недели организовали старт процесса политической унии Украины с Польшей, дестабилизацию в Молдавии, в рамках которой сторонники унии с Румынией пытаются убрать с политической арены всех своих оппонентов, а также очередной церковный кризис на Украине, конечной целью которого является очередная церковная уния всего украинского и греческого православия с католическим Римом.
Однако успехи российской армии на фронте способны зачеркнуть все политические ухищрения США. Ни Польша, ни Румыния, ни они обе вместе не рискнут на конфликт с Россией, если к этому времени Украина будет разгромлена. Церковные же раскольники, за исключением тех, кто убежит за границу, моментально «прозреют», «раскаются» и вернутся в лоно РПЦ, которая их, к сожалению, примет. Предотвратить такой сценарий может только способность Украины стабилизировать линию фронта.
Зеленский давно утверждает, что главная проблема киевского режима — абсолютное господство ВКС России в воздухе. Мол, если бы у него было больше самолётов и средств ПВО, он бы давно победил. Самолёты и вертолёты в разобранном виде США ему поставили, средства ПВО также поставлялись. Но в Вашингтоне прекрасно понимают, что у Киева уже нет подготовленных пилотов, а скоро закончатся и «зенитчики». Своих же специалистов посылать опасно, как с точки зрения внутренней, так и внешней политики.
Вот Вашингтону и пришлось пойти на наименее рискованный с его точки зрения вариант. За пару недель до принятия решения о передаче американских РСЗО Украине весь Запад хором начал убеждать Киев, что стрелять по российской территории нехорошо ибо это «может спровоцировать Россию» на применение более мощных вооружений. По информации, которую невозможно проверить (ибо те, кто могут рассказать, там не присутствовали, а кто присутствовал, не расскажет), американцы взяли с Зеленского слово, что их РСЗО будут использованы только на фронте, но ни в коем случае не для обстрелов российской территории.
Новости партнеров
Чего они таким образом хотят добиться?
Частичного выравнивания потенциалов. 500 км — это дальность, позволяющая покрывать всю глубину занятой российскими войсками территории, от линии фронта, до бывшей линии границы (или до моря). То есть, не имея возможности обеспечить Зеленскому паритет с Россией в авиации, США пытаются компенсировать украинскую слабость усилением её артиллерийской составляющей. По идее, применение данных РСЗО должно ликвидировать для российской армии в районе боевых действий понятие безопасный тыл. Таким образом будет осложнено создание и боепитание ударных группировок российских войск, а значит, ослаблен их наступательный потенциал, за счёт чего американцы рассчитывают выиграть нужное им время, а также ослабить впечатление, производимое эффективным российским наступлением на их европейских союзников.
В этой идее есть два слабых места, которые делают её труднореализуемой по прямому назначению, зато крайне опасной с точки зрения повышения вероятности прямого столкновения России и США.
Во-первых, РСЗО данного типа у США у самих мало. Соответственно, того количества (10-30 единиц), которое они реально могут поставить Украине явно не хватит для существенного влияния на положение на двухтысячекилометровом фронте. Кроме того, РСЗО — системы, бьющие по площадям, не являющиеся высокоточным оружием, которое как раз и наносит ВСУ основные потери. Если их появление на фронте не даст ожидаемый эффект, у украинских властей возникнет большой соблазн таки использовать их для террористических обстрелов российской территории, для создания панических настроений и подрыва внутренней стабильности в России.
Во-вторых, Украине верить — себя не уважать. Обещал Зеленский не использовать американскую технику для стрельбы по русским городам или не обещал, когда она окажется в его руках, он сам будет решать, что с ней делать. Все его предыдущие решения свидетельствуют о том, что он сделает выбор в пользу террористических обстрелов, а не поддержки своих подразделений на фронте.
Таким образом, поставки Украине всё более мощных и дальнобойных систем не решают проблему стабилизации фронта, так как господство ВКС России в воздухе остаётся определяющим фактором — вся эта техника крайне уязвима для авиа- и ракетных ударов, а накрыть её куполом ПВО Украина не в состоянии — оставшихся комплексов уже не хватает даже для надёжной защиты логистических центров и стратегических магистралей.
В результате, в типичном американском стиле: активность имитируется, но реальное участие явно не достаточно для перелома ситуации, поставленная задача используемыми средствами решена быть не может. Зато очередной виток напряжённости в отношениях с Россией гарантирован. Если события будут так развиваться и дальше, то недалёк тот час, когда у США что-то своё начнёт падать, тонуть и взрываться. И Вашингтону придётся думать, как отвечать спровоцированной им стране, способной за полчаса стереть США в ядерную пыль.