Сейчас у России уникальный момент – санкции коллективного Запада ужесточаются, а приток валюты в страну продолжает расти
Среди отраслей, где специализация и кооперация производства достигли наиболее высокого уровня, на первом месте находится электроника. Производство таких конечных продуктов, как компьютеры, мобильные телефоны и другие средства связи, научное и медицинское оборудование, средства видеонаблюдения и т. п. основано на использовании полупроводников, микросхем (чипов), микропроцессоров, которые производятся другими компаниями. Здесь наблюдается глубокая специализация: количество видов чипов и микропроцессоров с уникальными техническими характеристиками измеряется тысячами. В свою очередь, производители электронных полуфабрикатов получают от других компаний сырье (кремний, различные металлы и др.), расходные материалы (например, очищенный неон), производственное оборудование, услуги по обслуживанию оборудования и др.
Новости партнеров
Если проследить все связи производства от «А» до «Я», то получаются длиннющие цепочки, состоящие порой из тысяч звеньев. Электронику стали называть экосистемой, отрасль находится в сильной зависимости от устойчивости этой экосистемы. В некоторых цепочках и некоторых звеньях цепочек имеется достаточно большое количество дублеров и конкурентов, производящих сходные продукты. Но есть и такие звенья, где производство продукта монополизировано в рамках одной, максимум двух-трех компаний. А поскольку от электроники сегодня зависит и экономика, и наука, и военная сфера (вооружения), то крупнейшие корпорации и стоящие за ними политики пытаются использовать ключевые звенья электронной экосистемы для контроля над всем мировым рынком электроники. А через такой контроль контролировать в конечном счете весь мир в целом.
Я уже писал об одном таком ключевом звене мировой электроники – тайваньской компании TSMC. Она является почти полным монополистом на рынке контрактного производства микрочипов.
Впрочем, хотя TSMC по привычке называют тайваньской компанией, с точки зрения происхождения капитала она, скорее всего, американская. Акционерный капитал TSMC сильно распылен. Ни у одного акционера нет даже одного процента акций. Но вот список наиболее крупных акционеров: Sanders Capital; Capital Research & Management; Massachusetts Financial Services; Walter Scott & Partners Ltd. Fisher Asset Management; The Vanguard Group; JPMorgan Investment Management. Эти и все следующие за ними акционеры– американские инвестиционные фонды, банки, холдинги. Поэтому TSMC де-факто чисто американская компания, которая расположена на исторической территории Китая, оказавшейся вне контроля Пекина. Между прочим, в капитале TSMC нет никаких следов китайского капитала. Поэтому неудивительно, что TSMC выполняет беспрекословно все команды, идущие из Вашингтона. Прекращены все поставки чипов в Россию и в Китай. На сегодняшний день TSMC работает в напряженном режиме, обслуживая почти исключительно лишь двух клиентов – американские компании AMD и Intel.
Сейчас хочу рассказать еще об одном ключевом звене мировой электроники – голландской компании ASML (Advanced Semiconductor Materials Lithography). Полное официальное название ASML Holding NV. Профиль производства компании: фотолитографическое оборудование (около 55% выручки в последние годы); обслуживание такого оборудования и консультирование (25%); оборудование для производства электронных средств памяти (20%). ASML – крупнейший в мире производитель литографического оборудования. Без такого оборудования не может обходиться ни одна компания, занятая производством микросхем (чипов).
В 2020 году в мире было продано 413 машин для литографии, из них на ASML пришлось 258 единиц (62%). Canon – 122 (30%). Nikon – 33 (8%). А если измерять долю ASML в стоимостном объеме продаж, то картина в пользу голландской компании будет еще более убедительной: ASML – 91%, Canon – 3%, Nikon – 6% Если, например, на американском рынке микроэлектроники мы видим напряженную конкурентную борьбу между такими гигантами, как Intel, AMD и Nvidia, то ASML как бы парит над миром электроники, пребывая в состоянии абсолютного доминирования.
Оборудование ASML используется в разных странах, компания имеет более 60 пунктов обслуживания в 16 странах: Нидерландах, США, Бельгии, Франции, Германии, Ирландии, Израиле, Италии, Великобритании, КНР, Гонконге, Японии, Малайзии, Сингапуре, Южной Корее и Тайване.
Наиболее тесные связи у гиганта ASML с другим гигантом микроэлектроники – TSMC. Тайваньская компания числится как покупатель № 1 оборудования голландской компании, поглощающая в отдельные годы более половины всей продукции голландского партнера. Можно сказать, что два монополиста образуют своеобразную ось, их скоординированные действия могут способствовать укреплению одних участников мирового рынка микроэлектроники и ослаблению других.
Новости партнеров
В 2021 году около 2,2 миллиарда долларов, или 16%, продаж ASML пришлось на Китай, что сделало его третьим по величине рынком компании по географическому признаку после Тайваня и Южной Кореи.
Среди заказчиков оборудования ASML были и российские компании. В наших СМИ сообщалось, что отечественная фабрика Ангстрем-Т еще в 2008 году планировала закупить степперы (литографы) ASML, но была ли произведена закупка, не сообщалось (согласно некоторым источникам, оборудование закуплено, но до сих пор не запущено). Точно известно, что установки ASML используются на передовой линии по производству микросхем в Зеленограде на заводе «Микрон».
Производимое ASML оборудование (степпер, сканер) – сложнейшая конструкция весом в несколько десятков тонн и размером с автобус, состоящая из многих тысяч самых разных компонентов. Поэтому ASML имеет кооперационные связи с компаниями многих стран мира. Число поставщиков первого уровня – около 5000.
Число работников в компании – свыше 30 тыс. человек. ASML – одна из крупнейших компаний в секторе микроэлектроники по показателю капитализации (свыше 350 млрд. долл.). Ожидается, что уже до конца текущего года капитализация голландской компании может достичь планки 500 млрд. долл. и она встанет вровень с такими гигантами мировой микроэлектроники, как тайваньская TSMC и американская Nvidia.
ASML является компанией голландской лишь по прописке (зарегистрирована в юрисдикции Нидерландов). А по акционерам она преимущественно американская. В первые годы существования ASML голландская компания Philips была мажоритарным акционером, сейчас она миноритарный акционер. В июле 2012 года американская Intel объявила о сделке по инвестированию 4,1 миллиарда долларов в ASML в обмен на 15% доли в капитале. На официальном сайте ASML названы следующие крупные американские инвесторы (доля в акционерном капитале ASML, %): Capital Research and Management Company – 15,81; Blackrock Inc. – 7,95; Baillie Gifford & Co. – 4,54 На сайте американской биржи NASDAQ мы находим еще целую кучу акционеров ASML, представляющих крупный бизнес США: PRICE T ROWE ASSOCIATES INC., CAPITAL WORLD INVESTORS, CAPITAL INTERNATIONAL INVESTORS, FMR LLC, MORGAN STANLEY, JPMORGAN CHASE & CO, BANK OF AMERICA CORP, FRANKLIN RESOURCES INC и др.
После старта санкционной войны микроэлектронику России зажали с двух сторон. Все поставки чипов обрублены с востока – со стороны компанией TSMC. Все поставки степперов и сканеров обрублено с запада – со стороны голландской ASML.
Ситуация для России, скажем честно, шоковая. У нас на данный момент нет не то что готовых литографов, нет даже некоторых важнейших компонентов для их производства, в частности подходящих лазеров и оптики. Может быть, возможно купить такое оборудование в Китае? Но китайцы сами подсели на иглу импортного оборудования, те же степперы и сканеры ASML (которые им сейчас обрубили).
Ситуация шоковая, но не безнадежная. Как говорят специалисты, у нас есть неплохие заделы (некоторые были сделаны еще в советское время). Есть от чего отталкиваться. Однако эти заделы должны быть помножены на большие объемы финансирования опытно-конструкторских работ. А затем и инвестиций в предприятия новой для России отрасли – производства средств производства отечественной микроэлектроники.
Новости партнеров
Сейчас у России уникальный момент: санкции коллективного Запада ужесточаются, а приток валюты в страну продолжает расти. Есть возможность на порядок увеличить государственное финансирование отечественной электроники и микроэлектронику. В 2007 году у нас была запущена «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года», сейчас она пролонгирована до 2030 года. Однако эта программа морально устарела, она не предполагала полного импортозамещения в отрасли. Программу следует радикальным образом пересмотреть, поставив задачу создать полностью независимую от иностранных поставщиков отрасль, и наполнить ее деньгами.
Кстати, отечественные эксперты говорят, что в сегодняшней гонке в сфере микроэлектроники России не следует делать ставку на догоняющее развитие. Нужны прорывные идеи и асимметричные ответы на вызовы Запада. А для этого необходимо восстанавливать разрушенную отечественную фундаментальную науку, которая когда-то обеспечивала нашему государству передовые позиции в мире.
Автор — ученый-экономист, преподаватель, публицист, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук