Россию выносят из культурного поля Запада. Это явление шире любых санкций, это не политика государств, это политика западного общества. На Украине просто действуют более грубо и глупо – свалить памятник Пушкину да насаждать мову квадратно-гнездовым методом. Но в целом – связи, налаживавшиеся десятилетиями, разрываются. Научная кооперация, культурные связи. Спортсмена не допустят к соревнованиям. Ученого – не опубликуют. Писателя – не напечатают. Режиссера – погонят.
Хорошо ли это? Нет, ничего хорошего. Это катастрофа. Но эту стену не мы возводим. Можно до хрипоты спорить, потому ли это, что мы плохи (сейчас нам астрофизик и дирижер объяснят, как они виноваты в войнах и дипломатических катаклизмах), или потому, что плохи сами «отменяющие», или вообще никто не виноват, а так сложилось исторически и такова структура момента. Все это очень интересно, но совершенно как-то контрпродуктивно. Важно то, что существует фактически.
Новости партнеров
Реальность простая: нам придется провести довольно много времени в обществе себя. Столько дизлайков Россия никогда не получала в новейшей истории. Наш огород превратился в сад камней. Что делать?
Собрать камни.
Построить из них крепость.
Раз нас отовсюду повышибали, нужно обратить это себе на пользу. Раз на внешнюю аудиторию работать невозможно, займемся собой и будем развивать внутреннюю. Вообще-то это и есть естественный путь развития: свой рынок, свои кадры, своя культура – завоюй свою страну, прежде чем идти в мир. «Ах, это изоляционизм!» — ну, к сожалению, не нам принадлежит идея опустить железный занавес, а главное-то у нас есть отличный пример страны, которая именно так и существует. США. Мировой гегемон, единственная сверхдержава. Это страна, куда с любым культурным артефактом со стороны пробиться очень тяжело, зато она сама – самодостаточна и даже, быть может, чересчур самодовольна. Зато там не ждут, когда же им сделает красиво кто-то извне, когда кто-нибудь расскажет, зачем они живут. Стало быть, нам стоит учиться у лучших.
Изоляция – сто тысяч вакансий. Стивен Кинг отказывается печататься в России? Товарищи издатели, найдите своего. Вырастите, разрекламируйте. У нас книжный рынок хилый, слабенький – ну так попробуем его починить. Наших спортсменов не пускают на международные соревнования? Обидно (правда, обидно), но какой-нибудь бейсбол кроме США нигде никому толком не нужен, а не сказать, что бейсбол как вид спорта в упадке. Наука – тут ситуация, конечно, самая сложная. Однако советская наука существовала автономно и погибла только вместе с самим СССР. И вот тут, пожалуй, государству стоит обратить внимание, что ученый не чудак из башни слоновой кости, это человек, от которого зависит будущее державы. Башню-то ему, пожалуй, стоит обеспечить. Вот тут страна точно не будет кривиться.
Благо, наших олигархов все последние недели буквально палкой понуждали к «национализации». Сколько разговоров было – это не ваша элита, это наша элита, дети вашей элиты в Лондоне, у них самих иностранные паспорта. В итоге оказалось, что миллиарды этих людей ни черта не стоят в том самом благословенном Лондоне: за «неправильный» паспорт у тебя отнимут любимую яхту, любимый футбольный клуб, выпотрошат бумажник как в лучшем переулке Гарлема и пустят бегать нагим вокруг «Биг Бена». Поделом, конечно, но теперь им придется возвращаться в Россию вместе с оставшимися деньгами. И вкладывать их здесь.
Нас никто не отменит, пока мы не отменим себя сами.
Новости партнеров
Это, кстати, касается и смысла нашего бытия. Речь не только о культуре в широком смысле. Пресловутая национальная идея – она, на самом деле, на поверхности лежит. Буквально, если вы это читаете, значит, вы и есть национальная идея.
Если вы давно собирались перевести через улицу старушку, сдать кровь пострадавшим, пойти волонтером в ковидарий или хотя бы кота приютить – самый момент это сделать. Если вы собирались написать великий роман или починить чертову оградку клумбы во дворе – как раз пора. Если вы всего этого не собирались делать… То тоже пора. Вам любой психолог подтвердит, за такие штуки мать-природа приятные нейромедиаторы выдает ведрами, это просто биология.
Может ли мир отменить нас в культурном поле? Сделать вид, что нас нет? Отгородиться стеной? В принципе, это вопрос расходов. Может. Кто ж ему не даст.
Но.
У нас есть мы.
Это главное.