Государствам Европы все-таки придется принять российские условия и согласиться на оплату российского газа в рублях, первые признаки понимания меняющейся реальности с их стороны уже появились.
Как сообщает агентство Reuters, Еврокомиссия (председатель которой Урсула фон дер Ляйен еще недавно категорически отвергала подобную возможность) направила государствам-членам ЕС письма, в котором изложила вариант оплаты топлива из РФ в рублях, не нарушая при этом введенных санкций.
Новости партнеров
В документе указывается, что оплата за газ в рублях «допускает включение в схему транзакций Центробанк РФ, что будет нарушением санкций ЕС», однако в письме отмечается, что европейские газовые компании могут принять предложенную со стороны России схему расчетов.
В письме Еврокомиссии приводится одна из возможных схем оплаты поставляемого РФ топлива, по которой компании-получатели газа открывают счета в российском банке, на которые зачисляется валюта, конвертируемая в рубли, после чего производится оплата. Предложенный механизм исключает вероятность того, что переведенные средства будут заблокированы западными государствами.
Авторы письма уточняют, что указ президента Путина об оплате за газ рублями «не исключает процесс оплаты, который бы позволял компаниям из ЕС не нарушать режим санкций».
Стоит напомнить, что еще недавно именно Еврокомиссия заявляла, что указ Путина существенно меняет механизм оплаты и создает новую правовую ситуацию, дающую российской стороне регулировать обменный валютный курс в своих интересах.
При этом у Еврокомиссии нет возможности запретить или санкционировать им рассчитываться за голубое топливо в какой-либо форме, в том числе и рублями. Она может только давать оценку выполнения предприятиями соблюдения юридических норм, включая санкционные, ранее установленные Евросоюзом.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков видит в появлении письма ЕК признаки того, что паника у тамошних чиновников постепенно проходит.
— Постепенно мы приходим к тому, что ЕС фактически соглашается на российские схемы оплаты газа. Ведь изначальное неприятие было в определенной степени политическим решением, так как с точки зрения экономики здесь особых возражений не было.
Новости партнеров
— Вы имеете в виду, что не возражали компании?
— Именно они. Для коммерческих структур, схема, предложенная Россией, довольно удобна. Они и раньше куда-то в России перечисляли свою валюту, взаимодействовали с одним контрагентом. И сейчас тот же подход — только средства перечислять не «Газпрому», а в «Газпромбанк». Причем формула ценообразования не меняется — как его стоимость как рассчитывалась ранее в долларовом выражении, так и продолжает рассчитываться.
Только теперь валюта сдается в «Газпромбанк», который сам занимается ее реализацией на валютной бирже, после чего сдает в «Газпром». Здесь даже курс рубля по отношению к доллару и евро компаний-покупателей не слишком волнует, это головная боль «Газпрома», озабоченного объемом выручки с валюты. Поэтому менеджмент европейских компаний никогда не заявлял, что они не будут покупать газ за рубли.
— Никто не выражал скепсиса?
— Исключение составляли только представители Литвы и польской государственной нефтегазовой компании, которые являются крайне политизированными структурами, поэтому от них исходили резкие заявления. Остальные сразу дали понять, что они намерены дождаться представления точной схемы оплаты и оценить ее с точки зрения запретов Евросоюза и национальных правительств. А в целом они заявляли, что схема для них вполне приемлема. Повторю — волну нагоняли исключительно европейские политики и Евросоюз, посчитавшие это неприемлемым.
— Потому что рублей никогда не видели?
— Отчасти по причине, что поначалу это прозвучало как ультиматум: мол, или оплата рублями, или отключим газ. Тем более, что исходила инициатива о переводе платежей в рубли от Владимира Путина, что было дополнительным раздражающим фактором для политиков Европы. В целом же для структур Евросоюза такая кризисная ситуация, с угрозой перекрытия газовой трубы, могла бы оказаться выгодной.
— Чем?
Новости партнеров
— Они могли обратиться к национальным правительствам с требованием выделить ЕС дополнительные полномочия, то есть, усилить власть Брюсселя, Евросоюза как наднациональной структуры. Мотивируя это тем, что именно единая структура может разрешить возникший кризис. Здесь дело осложняется еще и тем, что в этой непростой ситуации внутри Евросоюза имеют место попытки передела сфер влияния. Но сейчас пытавшиеся устроить такой передел понимают, что их провокации, затягивание перехода на рублевые расчеты, вполне могут вылиться в остановку поставок газа.
— Вряд ли они именно этого добиваются.
— Это никак не изменит ни ситуацию на Украине, ни внешнюю политику России. Да, наша экономика испытает трудности от недополучения выручки за продажу газа, но внешнеполитические подходы менять точно не станет.
— А чем это чревато для Европы?
— Будет колоссальный дефицит газа, намеки на это уже появляются. Начнутся перебои с подачей электроэнергии, остановятся предприятия, использующие газ в качестве химического сырья.
Дело еще и в том, что другой газ — из Норвегии. Алжира, Азербайджана — менее доступен по цене. Спрос на оставшийся газ взлетит, цены на биржах взлетят. Получится, что европейцы лишатся возможности покупать не только российский газ, но и любой другой, потому что он будет сверхдорогим. И возникнет проблема со следующим отопительным сезоном, так как газа станет не хватать, придется остановить часть промышленности, чтобы продержаться отопительный сезон. К тому же в домах и социальных объектах пришлось бы снижать температуру — с 20−22-х до 10−15-ти градусов.
Видимо, бизнес и дал понять чиновникам, что невозможно отказаться от российского газа здесь и сейчас, такой шаг чреват крахом европейской экономики и гуманитарной катастрофой. Заменить 150 млрд. кубов российского газа невозможно.
— СПГ не спасет?
— Нет новых мощностей для них. Только недавно закончилась волна ввода в строй новых СПГ-заводов, следующая будет в 2025—2027-м. Даже приемных СПГ-мощностей недостаточно: в странах, куда мы поставляем газ по трубам, свободных СПГ-мощностей было на 70 млрд. кубов. Даже если вдруг будут разорваны контракты с покупателями газа в Азии и этот газ отправят в Европу — все равно потребности континента покрыть не получится.
— Попытки такой «переориентации» были?
— Да, недавно трейдер откровенно «кинул» Пакистан, заявив, что не будет исполнять контракт, и перенаправил предназначенное для страны топливо европейским потребителям. В результате Пакистан остался без газа. Вот такой цинизм и отношение к некоторым странам. Так что, выводы Еврокомиссии в этой ситуации объяснимы.
Конечно, письмо содержит массу извилистых формулировок. Непонятны некоторые технические детали валютных операций. Но в целом ни одного запрета менять контракты и расплачиваться в рублях на уровне ЕС и национальных правительств мы не наблюдаем. Поэтому, на мой взгляд, это позитивный сигнал в целом для продолжения торговли газом.