Сегодня судьба флагманского корабля Черноморского флота во многом зависит от вердикта спасателей: или он повторит судьбу БПК «Отважный», или корабль будет поднят и со временем займёт своё место в боевом строю флота.
Гибель корабля — всегда трагедия, поэтому каждый такой эпизод особо памятен. Но были в истории отечественного флота и такие случаи, когда затонувшие корабли возвращались в боевой строй. Не исключено, что после подъёма и ремонта ракетный крейсер «Москва» тоже займёт своё место в боевом строю — для этого у Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России есть всё необходимое.
Новости партнеров
Последний «парад»
Накануне с экипажем затонувшего флагмана Черноморского флота встретился главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов и заверил, что все офицеры, мичманы и матросы «Москвы» продолжат службу, что традиции гвардейского крейсера будут сохранены и продолжены, как это во все времена было принято на российском флоте.
Напомним, что по сообщению Минобороны, вечером 14 апреля крейсер «Москва», на котором ранее произошёл пожар и детонация боезапаса, затонул в штормовую погоду при буксировке в Севастополь. Экипаж эвакуировали находившиеся в том же районе корабли Черноморского флота.
Тактико-технические характеристики
Крейсер «Москва» — головной корабль проекта 1164 «Атлант». Построен в 1982 году на заводе имени 61 коммунара в Николаеве под именем «Слава». После списания противолодочного крейсера «Москва» проекта 1123 унаследовал его имя и стал флагманом Черноморского флота.
Водоизмещение крейсера — 11 490 тонн, длина 186 метров, экипаж 500 человек. На вооружении имел 16 пусковых установок крылатых ракет «Вулкан», артсистему АК-130, торпеды 533 мм, ЗРК «Форт», вертолёт Ка-27.
Единственный на Черноморском флоте корабль 1 ранга, гвардейский крейсер «Москва» считался самым мощным в объединении. И если судьба экипажа понятна — моряки, включая его командира капитана 1 ранга Антона Куприна, продолжат службу, то судьба затонувшего крейсера только определяется. Прорабатываются разные варианты, в том числе возможность подъёма корабля и восстановления. Но прежде надо обследовать крейсер, лежащий на глубине.
И последнее слово здесь за флотскими спасателями, которые накопили огромный опыт поисковых операций. В том числе и опыт работ на затонувших кораблях.
Послужной список «Эпрона»
Экипаж спасательного судна «Эпрон», которым вот уже несколько лет командует капитан 3 ранга Евгений Хрипков, недавно вернулся с боевой службы в Средиземном море. За кормой осталось 2700 миль, и сейчас судно, которое уважительно называют «водолазным крейсером», продолжает выполнение задач в Чёрном море.
Новости партнеров
За шестьдесят с лишим лет службы на морях и океанах послужной список у «Эпрона» более чем внушительный.
Наиболее яркие страницы в боевой биографии судна связаны со снятием с мели судна «Иргиз» в Мраморном море, выполнением сложных водолазных работ на затонувшем в 1974 году большом противолодочном корабле «Отважный», оказанием помощи танкеру «Вакуленчук», плавбазе «Волга», большой подводной лодке 641 проекта, большому морозильному танкеру «Азов» в Чёрном море.
Экипажем «Эпрона» были спасены сотни людей из горящего Сухуми в период грузино-абхазского конфликта, выполнена работа по обследованию затонувшей в ноябре 1941 года в водах Болгарии подводной лодки «Щ-211»… Список можно продолжать.
Секреты «Отважного»
В связи с гибелью ГРКР «Москва» есть резон вспомнить трагедию 30 августа 1974 года, когда в 23 милях от Севастополя из-за нештатного запуска маршевого двигателя зенитной ракеты начался пожар на большом противолодочном корабле (БПК) «Отважный». Более четырёх часов корабли и суда Черноморского флота боролись за БПК, но спасти его не удалось. Тогда погибли 24 моряка, в том числе и курсанты. Причины этого происшествия описаны в книге «В боевом строю флота», посвящённой ЭПРОНу (Экспедиции подводных работ особого назначения):
«Работающий маршевый двигатель ракеты В-601 воспламенил стартовый двигатель; ракета под действием тяги двигателей сошла с направляющего барабана, подожгла носовую переборку погреба и часть палубы. Повышение температуры и давления инициировало срабатывание твёрдотопливных двигателей других ракет. Палуба 8 погреба была разрушена», — к такому выводу пришёл признанный корифей спасательного дела капитан 1 ранга Элиазар Лейбович.
Как позднее вспоминал старпом «Отважного» Виктор Балашов, взрыв был настолько мощным, что корабль водоизмещением более 3,5 тыс. тонн швырнуло словно щепку. И здесь надо отметить, что БПК «Отважный» был современным кораблём и унёс с собой на дно секретное оружие и секретное оборудование. Что и предопределило его судьбу.
«Секретную аппаратуру на палубе мы частично обрезали и подняли, шифровальную машинку не нашли. Существовал риск, что к кораблю начнут подходить диверсионные средства. Поэтому было принято решение подорвать корабль», — вспоминает бывший начальник поисково-спасательной службы ЧФ капитан 1 ранга в отставке Александр Жбанов, по словам которого, первые погружения к «Отважному» были проведены сразу после его гибели.
Новости партнеров
Рассказывая о подводных работах после решения подорвать БПК на дне, чтобы секреты не достались врагу, Александр Жбанов подчеркнул, что на «Отважном» оставались ракеты, глубинные бомбы, торпеды, артиллерийские снаряды — всего около 15 тонн взрывчатого вещества.
«Если бы у нас была возможность толовые шашки укладывать непосредственно на боезапас, тогда можно было обойтись 1-2 тоннами тротила. Но поскольку расстояние до боезапаса было значительным, НИИ рассчитали, что для надёжного подрыва боезапаса корабля потребуется 115 тонн взрывчатки», — вспоминает офицер.
В 1975 году спасательно-подъёмное судно (СПС) «Карпаты» по приказу главнокомандующего ВМФ совершило переход из Североморска в Севастополь — к месту гибели БПК «Отважный», который лежал на 130-метровой глубине. Водолазами СПС и экипажем с мая 1975 года по май 1978 года был проделан огромнейший по масштабам и уникальности объём подводных работ.
Были подняты носовые и кормовые антенны РЛС «Турель» и «Ятаган», секретная аппаратура МР-300, МР-1116, грот-мачта и установлено 7 зарядов-массивов по 12 и 24 тонны взрывчатки. Малый контейнер вмещал 8 кубометров тротила, большой — 16 кубометров тротила. Контейнеры с тротилом были обвязаны шнуровыми зарядами между собой, затем производилась закладка электродетонаторов, соединённых 160-метровыми кабелями.
Непосредственно в погреб №6 через заведённую в него водолазами 140-метровую шланговую линию было засыпано 18 тонн 75-граммовых тротиловых шашек. Смысл этой операции заключался в том, что шашки, рассыпаясь под напором воды, займут весь объём погреба реактивной бомбомётной установки и при подрыве взорвут все глубинные бомбы.
23 декабря 1977 года в 10:32 в месте гибели «Отважного» содрогнулись вода и земля.
«Вдоль всего корабля поднялась стена воды, выше которой вырвалось пламя. Никогда бы не подумал, что с глубины 127 метров пламя прорвётся до поверхности. Когда я спустился на дно, чтобы посмотреть, как прореагировал боезапас, вместо красавца корабля увидел бесформенную груду металлолома. Весь металл был красного оттенка. Боезапас сработал безукоризненно», — вспомнил руководитель подрыва корабля.
Квалификация — поиск и спасение
В последние годы «Эпрон» семь месяцев был задействован в испытаниях индийской подводной лодки, которая шла в Индийский океан. Также на счету спасательного судна значительный объём работ по восстановлению технической готовности кораблей и судов в Средиземном море. С глубин были подняты десятки затонувших торпед, мин, ракет и авиабомб. Найдено 14 самолётов и вертолётов, потерпевших катастрофу над морем.
В послужном списке «Эпрона» и поисковые работы в районе гибели Ту-154, на котором летели Елизавета Глинка (доктор Лиза), артисты знаменитого на весь мир Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, журналисты, члены экипажа — всего 92 человека.
Напомним, что 25 декабря 2016 года самолёт Министерства обороны, направлявшийся в сирийскую провинцию Латакия с предпраздничной миссией, упал в море в районе Сочи. Именно экипаж «Эпрона» сумел обнаружить Ту-154 и поднять часть фрагментов.
Сегодня «Эпрон» с полным основанием можно назвать флагманским спасательным судном Черноморского флота. В последние годы здесь был обновлён водолазный комплекс, появился глубоководный необитаемый аппарат «Пантера+», который позволяет проводить поисковые операции на глубине до 1000 метров. Так что квалификация исследователя глубин велит «Эпрону» принять участие в работах на месте гибели «Москвы».
В том числе и по результатам этих работ будет принято решение о будущем крейсера — или он повторит судьбу БПК «Отважный», или корабль будет поднят и со временем займёт своё место в боевом строю флота. Черноморцы надеются на возвращение «Москвы». На всё воля Божья.