ГлавноеАналитикаКрейсер «Москва»: иногда затонувшие корабли возвращаются…

Крейсер «Москва»: иногда затонувшие корабли возвращаются…

Опубликовано

Сегодня судьба флагманского корабля Черноморского флота во многом зависит от вердикта спасателей: или он повторит судьбу БПК «Отважный», или корабль будет поднят и со временем займёт своё место в боевом строю флота.

Гибель корабля — всегда трагедия, поэтому каждый такой эпизод особо памятен. Но были в истории отечественного флота и такие случаи, когда затонувшие корабли возвращались в боевой строй. Не исключено, что после подъёма и ремонта ракетный крейсер «Москва» тоже займёт своё место в боевом строю — для этого у Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России есть всё необходимое.

Новости партнеров

Последний «парад»

Накануне с экипажем затонувшего флагмана Черноморского флота встретился главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов и заверил, что все офицеры, мичманы и матросы «Москвы» продолжат службу, что традиции гвардейского крейсера будут сохранены и продолжены, как это во все времена было принято на российском флоте.

Напомним, что по сообщению Минобороны, вечером 14 апреля крейсер «Москва», на котором ранее произошёл пожар и детонация боезапаса, затонул в штормовую погоду при буксировке в Севастополь. Экипаж эвакуировали находившиеся в том же районе корабли Черноморского флота.

Тактико-технические характеристики

Крейсер «Москва» — головной корабль проекта 1164 «Атлант». Построен в 1982 году на заводе имени 61 коммунара в Николаеве под именем «Слава». После списания противолодочного крейсера «Москва» проекта 1123 унаследовал его имя и стал флагманом Черноморского флота.

Водоизмещение крейсера — 11 490 тонн, длина 186 метров, экипаж 500 человек. На вооружении имел 16 пусковых установок крылатых ракет «Вулкан», артсистему АК-130, торпеды 533 мм, ЗРК «Форт», вертолёт Ка-27.

Единственный на Черноморском флоте корабль 1 ранга, гвардейский крейсер «Москва» считался самым мощным в объединении. И если судьба экипажа понятна — моряки, включая его командира капитана 1 ранга Антона Куприна, продолжат службу, то судьба затонувшего крейсера только определяется. Прорабатываются разные варианты, в том числе возможность подъёма корабля и восстановления. Но прежде надо обследовать крейсер, лежащий на глубине.

И последнее слово здесь за флотскими спасателями, которые накопили огромный опыт поисковых операций. В том числе и опыт работ на затонувших кораблях.

Послужной список «Эпрона»

Экипаж спасательного судна «Эпрон», которым вот уже несколько лет командует капитан 3 ранга Евгений Хрипков, недавно вернулся с боевой службы в Средиземном море. За кормой осталось 2700 миль, и сейчас судно, которое уважительно называют «водолазным крейсером», продолжает выполнение задач в Чёрном море.

Новости партнеров

За шестьдесят с лишим лет службы на морях и океанах послужной список у «Эпрона» более чем внушительный.

Наиболее яркие страницы в боевой биографии судна связаны со снятием с мели судна «Иргиз» в Мраморном море, выполнением сложных водолазных работ на затонувшем в 1974 году большом противолодочном корабле «Отважный», оказанием помощи танкеру «Вакуленчук», плавбазе «Волга», большой подводной лодке 641 проекта, большому морозильному танкеру «Азов» в Чёрном море.

Экипажем «Эпрона» были спасены сотни людей из горящего Сухуми в период грузино-абхазского конфликта, выполнена работа по обследованию затонувшей в ноябре 1941 года в водах Болгарии подводной лодки «Щ-211»… Список можно продолжать.

Секреты «Отважного»

В связи с гибелью ГРКР «Москва» есть резон вспомнить трагедию 30 августа 1974 года, когда в 23 милях от Севастополя из-за нештатного запуска маршевого двигателя зенитной ракеты начался пожар на большом противолодочном корабле (БПК) «Отважный». Более четырёх часов корабли и суда Черноморского флота боролись за БПК, но спасти его не удалось. Тогда погибли 24 моряка, в том числе и курсанты. Причины этого происшествия описаны в книге «В боевом строю флота», посвящённой ЭПРОНу (Экспедиции подводных работ особого назначения):

«Работающий маршевый двигатель ракеты В-601 воспламенил стартовый двигатель; ракета под действием тяги двигателей сошла с направляющего барабана, подожгла носовую переборку погреба и часть палубы. Повышение температуры и давления инициировало срабатывание твёрдотопливных двигателей других ракет. Палуба 8 погреба была разрушена», — к такому выводу пришёл признанный корифей спасательного дела капитан 1 ранга Элиазар Лейбович.

Как позднее вспоминал старпом «Отважного» Виктор Балашов, взрыв был настолько мощным, что корабль водоизмещением более 3,5 тыс. тонн швырнуло словно щепку. И здесь надо отметить, что БПК «Отважный» был современным кораблём и унёс с собой на дно секретное оружие и секретное оборудование. Что и предопределило его судьбу.

«Секретную аппаратуру на палубе мы частично обрезали и подняли, шифровальную машинку не нашли. Существовал риск, что к кораблю начнут подходить диверсионные средства. Поэтому было принято решение подорвать корабль», — вспоминает бывший начальник поисково-спасательной службы ЧФ капитан 1 ранга в отставке Александр Жбанов, по словам которого, первые погружения к «Отважному» были проведены сразу после его гибели.

Новости партнеров

Рассказывая о подводных работах после решения подорвать БПК на дне, чтобы секреты не достались врагу, Александр Жбанов подчеркнул, что на «Отважном» оставались ракеты, глубинные бомбы, торпеды, артиллерийские снаряды — всего около 15 тонн взрывчатого вещества.

«Если бы у нас была возможность толовые шашки укладывать непосредственно на боезапас, тогда можно было обойтись 1-2 тоннами тротила. Но поскольку расстояние до боезапаса было значительным, НИИ рассчитали, что для надёжного подрыва боезапаса корабля потребуется 115 тонн взрывчатки», — вспоминает офицер.

В 1975 году спасательно-подъёмное судно (СПС) «Карпаты» по приказу главнокомандующего ВМФ совершило переход из Североморска в Севастополь — к месту гибели БПК «Отважный», который лежал на 130-метровой глубине. Водолазами СПС и экипажем с мая 1975 года по май 1978 года был проделан огромнейший по масштабам и уникальности объём подводных работ.

Были подняты носовые и кормовые антенны РЛС «Турель» и «Ятаган», секретная аппаратура МР-300, МР-1116, грот-мачта и установлено 7 зарядов-массивов по 12 и 24 тонны взрывчатки. Малый контейнер вмещал 8 кубометров тротила, большой — 16 кубометров тротила. Контейнеры с тротилом были обвязаны шнуровыми зарядами между собой, затем производилась закладка электродетонаторов, соединённых 160-метровыми кабелями.

Непосредственно в погреб №6 через заведённую в него водолазами 140-метровую шланговую линию было засыпано 18 тонн 75-граммовых тротиловых шашек. Смысл этой операции заключался в том, что шашки, рассыпаясь под напором воды, займут весь объём погреба реактивной бомбомётной установки и при подрыве взорвут все глубинные бомбы.

23 декабря 1977 года в 10:32 в месте гибели «Отважного» содрогнулись вода и земля.

«Вдоль всего корабля поднялась стена воды, выше которой вырвалось пламя. Никогда бы не подумал, что с глубины 127 метров пламя прорвётся до поверхности. Когда я спустился на дно, чтобы посмотреть, как прореагировал боезапас, вместо красавца корабля увидел бесформенную груду металлолома. Весь металл был красного оттенка. Боезапас сработал безукоризненно», — вспомнил руководитель подрыва корабля.

Квалификация — поиск и спасение

В последние годы «Эпрон» семь месяцев был задействован в испытаниях индийской подводной лодки, которая шла в Индийский океан. Также на счету спасательного судна значительный объём работ по восстановлению технической готовности кораблей и судов в Средиземном море. С глубин были подняты десятки затонувших торпед, мин, ракет и авиабомб. Найдено 14 самолётов и вертолётов, потерпевших катастрофу над морем.

В послужном списке «Эпрона» и поисковые работы в районе гибели Ту-154, на котором летели Елизавета Глинка (доктор Лиза), артисты знаменитого на весь мир Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, журналисты, члены экипажа — всего 92 человека.

Напомним, что 25 декабря 2016 года самолёт Министерства обороны, направлявшийся в сирийскую провинцию Латакия с предпраздничной миссией, упал в море в районе Сочи. Именно экипаж «Эпрона» сумел обнаружить Ту-154 и поднять часть фрагментов.

Сегодня «Эпрон» с полным основанием можно назвать флагманским спасательным судном Черноморского флота. В последние годы здесь был обновлён водолазный комплекс, появился глубоководный необитаемый аппарат «Пантера+», который позволяет проводить поисковые операции на глубине до 1000 метров. Так что квалификация исследователя глубин велит «Эпрону» принять участие в работах на месте гибели «Москвы».

В том числе и по результатам этих работ будет принято решение о будущем крейсера — или он повторит судьбу БПК «Отважный», или корабль будет поднят и со временем займёт своё место в боевом строю флота. Черноморцы надеются на возвращение «Москвы». На всё воля Божья.

zvezdaweekly.ru





«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин...

Юрий Котенок: «Орешник» — отличный замполит

Первая серия "Орешника" впечатлила и для зрителя была, конечно, увлекательной — огненный дождь с неба даже для укров стал чем-то вроде кино. Но за...

Песков: Россия не ставила в известность другие страны о пуске ракеты средней дальности «Орешник»

Россия не сообщала США и другим странам о запуске гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине, так как таких обязательств нет. Об этом...

Читайте также

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника»....

Стало известно об угрозе окружения трех тыс. украинских солдат в Курахово

Около трех тысяч солдат ВСУ могут оказаться в окружении российских войск в районе Курахово...

NYT: Байден разрешил Украине бить вглубь России ракетами ATACMS

Президент США Джо Байден впервые разрешил Украине нанести удары по российской территории с помощью...