Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, на Украине начинается следующая фаза спецоперации. По его словам, это будет «очень важный момент всей специальной операции». Ранее Владимир Зеленский заявлял, что началась «битва за Донбасс». Вероятно, политики говорят об одном и том же этапе, но каковы конечные цели Кремля? Ведь они звучали в самых разных интерпретациях — от уже известных демилитаризации и денацификации до абсолютно абстрактной «защиты людей». Не снизилась ли планка?
Демилитаризация Украины — это в целом понятный процесс, который продолжается каждый день путем уничтожения военных объектов, заводов по производству и ремонту техники, пунктов управления и прочего. Однако и тут возникают некоторые вопросы — например, снабжение и дальнейшее накачивание Украины вооружением и инструкторами из стран НАТО, наемниками из разных стран, очевидно, не способствует процессу демилитаризации. Более того, что можно считать демилитаризацией — только лишь освобождение Донбасса, о котором также заявлялось несколько раз, или полное уничтожение группировки ВСУ на границе с ДНР и ЛНР, которая, по заявлениям украинских политиков, насчитывает более 40 тыс. человек? А может, нечто большее? Не говоря уже о том, что цель «защита людей Донбасса» — это в принципе процесс перманентный.
Новости партнеров
Денацификация — вопрос более сложный, который до конца не раскрыт, а то и вообще не раскрыт никак. Будет ли считаться ликвидация неонацистских группировок денацификацией или необходима смена режима, юридическое закрепление русского языка как второго государственного и т.д.? Опять же, Сергей Лавров сегодня обозначил, что менять режим не планируется.
Логично предположить, что этапы спецоперации и планы не раскрываются, чтобы не давать противнику необходимой для подготовки информации? Президент РФ много раз говорил, что вся операция идет строго по плану Генштаба, однако, например, уход российских военных с киевского и черниговского направлений большой частью граждан России воспринимался как отступление, результатом которого, возможно, теперь можно считать обстрелы Белгородской, Брянской и других областей. Вряд ли это было в планах Генштаба? Тем не менее, президент повторяет тезисы, озвученные раньше.
«Наша задача — достичь всех намеченных целей, минимизируя потери. И мы будем действовать ритмично, спокойно, по плану, который изначально был предложен Генеральным штабом», — сказал Владимир Путин на недавней встрече с Александром Лукашенко во время визита на космодром Восточный.
Эксперты разошлись во мнении относительно того, снизилась ли планка поставленных задач, но они уверены, что ключевым этапом станет уничтожение основной группировки ВСУ в Донбассе.
Так, полковник авиации, советский и российский политический деятель Виктор Алкснис уверен, что освобождение Донбасса должно следовать за демилитаризацией всей Украины, и именно это нужно называть основной целью, а не освобождение или защиту Донбасса. Только при демилитаризации Украины защиту народных республик можно называть уже свершившимся фактом.
«Если мы ограничиваемся лишь одним Донбассом, то в итоге мы теряем коридор в Крым, и вода Северо-Крымского канала не пойдет в Крым. По сути дела, это капитуляция, и тогда требования к нам со стороны стран НАТО и Украины ужесточатся, потому что они увидят, что мы, по сути дела, отступаем», — говорит эксперт.
Виктор Алкснис уверен, что президенту нужно выступить с еще одним обращением к гражданам российских и украинских территорий, чтобы расставить все точки над «i» и исключить опасения по поводу новых «Минских соглашений» или «Хасавюрта-2».
Новости партнеров
С другой стороны, военный корреспондент Левон Арзанов уверен, что как раз подписание Зеленским капитуляции станет точкой в спецоперации. Под «капитуляцией» нужно понимать отказ от вступления в НАТО и другие недружественные России военные блоки, а также, вероятно, отказ от захвата Крыма и народных республик вооруженным путем. Арзанов уверен, что первоначально и блокирование по киевскому и черниговскому направлению предпринималось для оттягивания сил ВСУ со стороны Донбасса.
«Нельзя было допустить, чтобы они пришли на помощь своим частям, поэтому и наносился этот удар, который действительно сковал огромные силы кадровой армии, и все они были перемолоты нашими войсками под Киевом. Сейчас выдвигаться на подмогу донбасской группировке особо некому», — пояснил эксперт.
Он также добавил, что именно уничтожение основной группировки лишит Украину основных сил для обороны, сражаться тогда уже будет некому, возможно, начнется партизанское сопротивление силами теробороны, но это уже не та серьезная сила, которая может противостоять армии. Таким образом, Арзанов уверен, что ключевые цели остались прежними и их уровень не снизился.
Но нельзя не сказать о том, что ведь и элиты РФ не монолитны. Несмотря на то, что пропаганда внутри страны направлена на сплочение граждан вокруг верхов и президента, сами эти верхи разрозненны и подобны башням Кремля — стоят в одной шеренге, но все разные. Поэтому те или иные заявления могут выбиваться из общего хода спецоперации. Например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже заявлял, что военные действия могут закончиться и путем переговоров. Очевидно, что после отказа от выполнения всех пунктов «Минских соглашений» в течение нескольких лет невозможно говорить о договороспособности киевского режима. Да и как это будет выглядеть, когда президент вдруг начнет договариваться с теми, кого он еще вчера называл «неонацистами и наркоманами»? Элиты такого позволить не могут. Подобные слова Пескова, видимо, не стоит воспринимать всерьез, однако такое разночтение в способах завершения спецоперации может говорить о том, что планы все-таки корректируются.
Публицист Дарья Митина высказала предположение, что итоговая «планка» целей плавающая и будет исходить из тех или иных промежуточных итогов. Но это, в основном, касается денацификации. Она напомнила, что на том же космодроме Восточный Владимир Путин несколько конкретизировал эту цель, сказав, что украинское общество нужно как бы «классифицировать», или, говоря проще, «отделить мух от котлет».
«Есть отъявленные нацистские элементы, с ними все понятно, их пускают в расход, а есть «бытовые националисты», как выразился президент. «Бытовым национализмом», так или иначе, заражено все украинское общество, и это самый сложный момент, потому что это целый комплекс мероприятий», — пояснила Дарья Митина.
Для денацификации понадобится не просто избавить Украину от «неонацистов и наркоманов», но и унифицировать образовательные стандарты, учебники, наладить работу СМИ, особенно электронных, вести полноценную пропаганду.
«Планы, которые были сверстаны до начала спецоперации, оказались несостоятельными, потому что базировались на ложной дезинформации. Поэтому сейчас, как мне кажется, все будет вестись от достигнутого», — считает Дарья Митина.
Новости партнеров
Однако ключевой вопрос все равно остается нераскрытым — какие области Украины будут включены в итоговые цели? Если речь только о народных республиках, то что будет с Харьковской, Сумской, Черниговской, Киевской областями? Это приграничные районы, которые необходимо контролировать для обеспечения безопасности уже российских регионов. В любом случае, решать это будет не Украина, и даже не потому, что под шапкозакидательскими настроениями можно предсказать победу ВС РФ, а потому что Украина банально не субъектна — она представляет собой плацдарм для прокси-войны со стороны НАТО против РФ.
Главной же целью всей спецоперации на данном этапе можно назвать не-повторение 2014 года, как считает Виктор Алкснис, когда был присоединен Крым, но в итоге оставлены в стороне республики Донбасса.
«Мы защитили жителей Крыма, но, по сути дела, оставили жителей Донбасса. Теперь мы будем защищать жителей Донбасса, но оставляем миллионы пророссийски настроенных граждан Украины. Так нельзя», — подводит итог Виктор Алкснис.