Россия начинает новый этап операции на Украине и намерена полностью освободить территории Донецкой и Луганской народных республик. Об этом заявил во вторник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу India Today.
Москва, заверил он, не рассматривает возможность применения на Украине ядерного оружия, о чем ранее заявлял украинский президент Владимир Зеленский, и не планирует менять власть в Киеве. Самому Зеленскому, по словам министра, доверять сложно — он постоянно меняет свою точку зрения, а его заявления зависят от «того, что он пьет или курит».
Новости партнеров
ТАСС собрал основные высказывания Лаврова.
О новом этапе операции
«Операция на востоке Украины направлена, как уже было объявлено с самого начала, на полное освобождение Донецкой и Луганской [народных] республик. Эта операция продолжится, следующая фаза этой операции начинается, и мне кажется, сейчас будет важный момент».
Россия признала народные республики в границах Донецкой и Луганской областей: «Дело в том, что, когда состоялся референдум [в Донбассе], вопрос касался всех территорий этих бывших областей. Однако после этого лидерами государственного переворота [на Украине] была начата война, названная ими антитеррористической операцией. Они оторвали значительную часть от каждого из этих регионов».
При этом Россия не рассматривает возможность применения ядерного оружия на Украине: «Речь идет только об обычных вооружениях».
В Москве также не планируют менять власть в Киеве: «Мы не собираемся менять режим на Украине, мы говорили об этом многократно. Мы хотим, чтобы украинцы сами решали, как они хотят жить дальше. Мы хотим, чтобы у людей была свобода выбора».
О причинах операции
Новости партнеров
«Настоящая причина [операции] — самодовольство многих стран , когда наши западные коллеги под руководством США назвали себя победителями и в нарушение их обещаний советскому и российскому руководству начали пододвигать НАТО на восток».
Россия неоднократно выражала тревогу, что Украину превращают в плацдарм против нее, но на Западе говорили, что Украина может войти в состав Североатлантического альянса «и никто не может остановить ее, если она имеет такое желание». Западные страны также не беспокоились из-за украинского национализма: «Никто палец о палец не ударил, никто не обеспокоился относительно того, какие силы взращивались на Украине».
При этом Москва начала операцию и из-за угрозы Донецку и Луганску: «Украинская армия значительно усилила обстрелы республик в нарушение всех режимов прекращения огня. У нас не было другого выбора, кроме как признать их, подписать договор о взаимопомощи в ответ на их просьбу и направить свои военные силы как часть военной операции для защиты их жизни».
О событиях в Буче
Россия «в качестве жеста доброй воли изменила конфигурацию войск» в Киевской и Черниговской областях, но это «не было оценено по достоинству»: «Сразу же произошла постановка в Буче. Этот сюжет был разыгран так же, как и сюжет со Скрипалями, с малайзийским «Боингом», Навальным, Литвиненко. Это было разыграно и тут же убрано из поля зрения, когда были представлены твердые факты».
Москва расследует действия националистических батальонов и украинских военных, для этого создали специальную комиссию: «И мы не остановимся перед установлением правды».
Что касается расследований возможных нарушений на Украине со стороны российской армии, в России «есть законодательство, в соответствии с которым военным запрещено предпринимать какие-либо действия, которые запрещены в рамках международного гуманитарного права», и «какие бы то ни было нарушения регистрируются и преследуются».
О Зеленском
Новости партнеров
«Запад просто воспользовался им против России. Они сделали все, чтобы укрепить его в желании игнорировать Минские соглашения».
«Прежде чем мы всерьез сможем обсуждать, что говорит президент Зеленский, нам необходимо понимать, можно ли доверять этому человеку и его команде». Это сложно, в том числе потому что он «постоянно меняет свою точку зрения в диаметрально противоположных направлениях».
Зеленский утверждал, что Россия якобы намерена использовать против Украины ядерное оружие, но «он много что говорит, зависит от того, что он пьет или курит».
Об Индии и США
Соединенные Штаты давят на Индию — в частности, заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман утверждала, что «США должны помочь Индии понять, что для нее хорошо».
В Нью-Дели заявляли, что будут принимать решения исходя из того, что необходимо для развития и безопасности государства, но «немногие страны могут сказать такое».
«Когда они (США — прим. ред.) говорят Индии, Китаю, Турции, Египту, странам со своей собственной тысячелетней историей, цивилизацией, культурой, что им делать, мне кажется, что что-то не то не только с их манерами, но что-то не так с их ментальностью».
«Что касается обороны, мы можем обеспечить Индию всем, что она захочет». При этом Россия передает индийской стороне оборонные технологии на беспрецедентном уровне по сравнению с другими партнерами.