Поиск статьи

ГлавноеАналитикаЗахотеть своё

Захотеть своё

Опубликовано

Реальное импортозамещение как запрос гражданского общества

24 февраля в России наступил закат большой эпохи — эпохи общества иностранного потребления, которая длилась более 30 лет и основывалась на отказе от собственной промышленности. Принято считать, что отправной точкой создания общества потребления стало открытие в Москве первого МакДональдса. Но гражданский запрос на такое общество был сформирован ранее. Его формировали дефицит позднего Союза, очереди в магазинах, нехватка качественной продукции, а главное, внутренняя установка советских граждан, что все хорошее может быть только импортным, а отечественная продукция — это товары второго сорта.

После развала Союза и открытия границ западные транснациональные корпорации начали активно формировать общество потребления в новой России. Западные маркетологи не делали акцент на пользу, качество, или вкус своей продукции. Они навязывали новые поведенческие модели потребителей: внедряли в сознание людей, и главным образом, молодого поколения ассоциативный ряд, который увязывал их фаст-фуд, одежду, услуги, предметы быта с такими понятиями, как успех, престиж, уважение, радость от жизни.

Новости партнеров

Именно эти навязанные ценности и заставляли некоторых штурмовать Макдональдсы перед закрытием в марте 2022 года. Людям не нужна была котлета в булке, им хотелось урвать напоследок кусочек того придуманного счастья, которое для них ассоциировалось с брендом американской закусочной.

В обществе, еще со времен Лени Голубкова, «купившего жене сапоги», формировалось искусственное представление о счастье, как наборе товаров и услуг, которые ты можешь себе позволить, в том числе и в кредит. Это привело к изменению и ценностной шкалы в образовании и выборе профессии.

Рабочие и производственные специальности отошли на второй план. На первое место вышло не умение создавать, а умение продавать. Причем продавать то, что, как правило, было сделано за границей, или по зарубежным технологиям.

Переход к обществу потребления проходил под флагами либеральной экономики и глобализации, мышление в категориях «национальных интересов» практически полностью приостановилось. В новой парадигме потребления потребители становились космополитами, которым внутренне стало без разницы, чье покупать. На первое место вышла вилка: цена-качество.

Все это рикошетом привело к системной стагнации производства в России.

Политическая ситуация 2014 года заставила государство и само общество обратить внимание на эту проблему. В ряде отраслей, главным образом, в сельском хозяйстве, смогли найти возможности и ресурсы для начала реального импортозамещения.

Оказалось, что в России могут делать сыры не хуже итальянских и хамон, не сильно уступающий испанскому, а крымские устрицы составили достойную конкуренцию французским. Российская моцарелла, хамон и устрицы перестали быть шутками и мемами, а превратились в конкурентоспособные товары на прилавках магазинов.

Новости партнеров

К сожалению, первая волна импортозамещения в должной мере не смогла совершить технологический переворот в тяжелой промышленности, металлургии, самолётостроении, автомобилестроении, производстве бытовой техники. Преобразования коснулись производства лишь отдельных технологий, комплектующих, но сами экономические процессы по-прежнему шли по старым лекалам глобализации, когда проще что-то купить за границей, чем научиться делать самим. В итоге экономическая турбулентность быстро сошла на нет, санкции 2014 года оказались бурей в стакане воды, гражданский запрос на импортозамещение ослабел, и спустя 2—3 года тема импортозамещения постепенно отошла из повестки на второй план.

Нынешняя ситуация в корне отличается от событий восьмилетней давности. Спланированная экономическая война Запада против России по замыслу авторов должна ударить по кошельку каждого россиянина и (в идеале) вообще «отменить» экономику целой страны. И здесь уже нельзя ограничиться только призывами и слоганами.

У России будет такое будущее, какое мы сами себе создадим. У нас будут такие телефоны, телевизоры, машины, самолеты, йогурты, подгузники, какие мы сами будем в состоянии производить. Для себя, не для кого-то другого. Запад уже отказал всем гражданам России в праве пользоваться даже такими повседневными вещами, это данность. Не нужно видеть в этом трагедию. Наоборот, в этом нужно видеть открывшееся окно возможностей.

Что может сделать гражданское общество в этой ситуации? Как общество может помочь импортозамещению? Поискам ответов на эти вопросы будет посвящен предстоящий в Новосибирске 14-15 апреля форум Общественной палаты РФ, в данном материале поделюсь лишь некоторыми соображениями.

Во-первых, мы должны обрести уверенность в себе и в своих силах, сказать сами себе, что мы сможем стать обществом, которое хочет и умеет производить и создавать.

Во-вторых, многое зависит от лидеров общественного мнения, задающего установки. Именно сейчас они вполне могут помочь вывести на мотивированный и конкурентный выбор не только в пользу российских товаров и услуг (других просто может и не быть), но и в пользу другого отношения к себе и обществу в целом.

В-третьих, необходим широкий гражданский консенсус того, что что модель либеральной экономики себя исчерпала. Переход к новой модели экономики сегодня должен опираться на твердый запрос гражданского общества, ровно как 30 лет назад на аналогичный запрос опирался переход к капитализму. При этом новая, более справедливая и безопасная модель экономики обязательно должна сочетать все лучшее как из капитализма, так и из прошлых успешных периодов нашей собственной истории. В этой связи особого внимания стоит книга «Кристалл роста», в которой без стереотипов описаны успешные практики экономического роста времен Советского союза.

В-четвертых, нужна комплексная социально-информационная программа «покупай российское», причем как важнейшая часть нового общественного договора. В упрощенном виде идея звучит примерно так: «чем больше каждый из нас покупает российских товаров и услуг, тем выше доходы каждого из нас, тем благополучнее общество в целом».

Новости партнеров

А чтобы слоган «покупай российское» сработал, необходимо через все возможные форматы (включая СМИ, соцсети, полки магазинов и рекламные щиты) рассказывать людям о том, что у нас есть российского. Российские производители, особенно те, кто инвестировал в импортозамещение, должны получить льготную государственную информационную поддержку. Поэтому в условиях мобилизационной экономики представляется логичным приравнять открытую информацию новостного характера от отечественных производителей к социальной рекламе. Ведь «покупай российское» — это, в том числе, и программа поддержки создания новых рабочих мест.

Когда ты знаешь, что покупаешь то, что делал твой друг, сосед или просто люди из твоего города и района, то доверие к такой продукции, или услугам, автоматически вырастет в разы. В гражданском обществе естественным образом возникнет запрос на приобретение и потребление отечественных товаров и услуг.

Настоящее импортозамещение — это осознанный и мотивированный выбор гражданского общества, а миссия государства должна заключаться в аргументированном побуждении к такому выбору. Это не быстрый процесс, но при стратегически выверенном подходе только он сможет сделать новую экономику России эффективной и конкурентоспособной.

expert.ru



Почему Западу так важно не допустить победы России

В Politico вышла статья некой старшей корреспондентки издания по международным делам Нахаль Туси, в которой та изложила кучу бреда про Путина «загнанного в угол»,...

Тактика удара возмездия: «Орешнику» дорогу к Киеву к «часу Ч» уже расчищают «Искандеры» и...

По примеру Израиля нам давно пора лишить сна тех, кто этого заслуживает, заранее указав, куда собираемся бить Один из самых мощных за последние месяцы воздушных...

До реальных ударов возмездия по Украине остался один шаг

Раскрыто, как киевский режим станет законной целью «Что касается конкретно ночных ударов, если вы внимательно читали заявления Минобороны России - там написано, что «в...

Читайте также

«Прогнивший режим»: Путин жестко высказался о терактах ВСУ в Курской и Брянской областях

Президент Владимир Путин на совещании с правительством жестко высказался о терактах ВСУ в Курской...

Ожидание казни страшнее самой казни: Кремль выбирает оружие возмездия — «Калибр», «Кинжал», «Орешник»

Генералы Пентагона гадают, каким будет ответный удар России Владимир Путин предупредил Дональда Трампа, что Россия...

Минобороны сообщило об атаках FPV-дронами по аэродромам России

На военных аэродромах сразу в нескольких областях страны произошли террористические атаки с использованием FPV-дронов,...