Европа не готова отказаться от российского угля, найти альтернативу непросто. Поэтому пока запрет на импорт отложили на четыре месяца. Россия тем временем переключается на Азию, хотя в Китае много собственного сырья. Кто купит отечественное твердое топливо — в нашем материале.
Когда в ЕС согласья нет
Новости партнеров
В пятницу Европейский союз принял пятый пакет антироссийских санкций. На уголь хотели наложить эмбарго с июля, однако сдвинули на август «из-за давления Германии». «Получится быстрее — хорошо, но нам нужно время, чтобы найти поставщиков», — подчеркнул канцлер Олаф Шольц.
Это «лишит Россию еще одного важного источника доходов», радовалась ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в твиттере. Однако возник спор по контрактам: запретить действующие (а они на много месяцев вперед) или только будущие.
К тому же столько импорта сразу не заменишь. Исторически Европа — крупнейший покупатель российского угля. В прошлом году поставки выросли на десять процентов, до 50,5 миллиона тонн. Это четверть всего экспорта.
Главные потребители — Германия, Польша, Нидерланды и Италия. Там доля России 60 процентов. Во Франции — 30.
Потерять таких покупателей неприятно, но не критично, отмечают аналитики. «Это на четыре-пять миллиардов долларов. Однако угольщики были готовы к такому сценарию из-за европейской кампании по декарбонизации», — объясняет Андрей Лобода, директор по внешним связам BitRiver.
Поставки уже сократились. Понемногу невостребованное перенаправляют на другие рынки, в основном в Азию. В 2021-м там реализовали 129 миллионов тонн, в том числе в Китае.
КНР — крупнейший в мире производитель угля: четыре миллиарда тонн в год. Но растущей китайской экономике нужно больше.
Новости партнеров
«Не так давно Пекин разорвал контракт с Австралией, которая тоже входит в топ-10 по добыче», — уточняет Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами.
Это сделали из-за того, что Канберра обвинила Китай в распространении коронавируса. Австралия добывает порядка полумиллиарда тонн энергетического и коксующегося угля. Семьдесят пять процентов — на экспорт. Причем четверть приходилась на КНР.
Продать с дисконтом
Россия перенаправит уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), уверен вице-премьер Александр Новак. «Все просто зависит от логистики, от стоимости. Можно через морские порты, которые у нас недозагружены. Угольные компании сейчас эти вопросы тоже прорабатывают», — указал он. И добавил, что свободные мощности есть, например в портах Черного и Балтийского моря.
Но, скорее всего, продавать уголь придется с дисконтом, как сейчас нефть. Индия за полтора месяца закупила рекордные 14 миллионов баррелей Urals (за весь 2021-й было 16 миллионов). На скидках для Нью-Дели Россия теряет около 12 миллионов долларов ежедневно.
Видимо, так же получится и с углем. Индия в 2021-м прибрела пять миллионов тонн, свидетельствуют данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса. Это в шесть раз больше, чем в 2020-м. А за январь — февраль 2022 года — миллион.
«От российских энергоресурсов там не откажутся. Индийцы не верят в западные сказки про быстрое замещение. Предпочитают брать сырье по выгодной для себя цене», — рассуждает Михаил Коган.
Как пишут индийские СМИ, в Нью-Дели рассматривают возможность расчетов с Москвой в рупиях. Таким образом хотят избежать западных санкций.
Новости партнеров
Среди потенциальных покупателей также Ближний Восток: Пакистан и Иран.
Цены пошли вверх
Евросоюз рассчитывает на поставки из Австралии, ЮАР и США. В 2021-м американцы увеличили экспорт почти на четверть, в 2022-м ожидают прибавку в три процента. Однако транспортировка обойдется дороже, чем из России. Соответственно, цены будут выше.
Еще альтернатива — Новая Зеландия или Индонезия. К Джакарте уже обратились Италия, Испания, Польша и Германия. Но там в приоритете внутренний рынок. К тому же мощности не беспредельны.
Австралийцы тоже ссылаются на ограниченные возможности. Сырье из других стран обойдется европейцам еще дороже.
А Европе нужно много угля: примерно 90 миллионов тонн в год. Одна только Германия закупает 26-27 миллионов. Многое зависит и от приверженности чистой энергетике. Если запрет на добычу угля внутри ЕС ослабят, импорт можно сократить. Но пока электростанции переходят на грязное топливо.
Угольная энергогенерация увеличилась в прошлом году на девять процентов, констатирует Международное энергетическое агентство.
По данным Института солнечных энергетических систем Fraunhofer ISE, в первую неделю марта на европейских электростанциях сожгли в полтора раза больше твердого топлива, чем в тот же период в 2021-м.
Фьючерсы на следующий год в северо-западной Европе подорожали на 6,5 процента — до 230 долларов за тонну. Майские контракты взлетели на 11 — до 330. В США котировки впервые с 2008-го перевалили за сотню.
Сейчас на все энергоресурсы повышенный спрос. Запрет на импорт российского угля только разгонит цены.