ГлавноеАналитикаПочему Китай твердо стоит на стороне России

Почему Китай твердо стоит на стороне России

Опубликовано

Бывший премьер-министр Австралии Кевин Радд изучал Китай со студенческой скамьи и знает причину, по которой Пекин создал и сохраняет с Москвой «безграничное партнерство».

Китай и в XXI веке остается закрытой страной. Очень немногие за пределами Китая знают менталитет китайского руководства лучше президента Азиатского общества Кевина Радда. Радд изучал Китай и китайский язык в университете перед тем, как стать политиком в родной Австралии. Он работал министром иностранных дел Австралии и дважды был премьер-министром.

Новости партнеров

Радд стал президентом и исполнительным директором Азиатского общества в январе 2021 года, а Институт политики Азиатского общества он возглавляет еще дольше — с января 2015 года. Его последняя книга называется: «Война, которой можно избежать: Опасность катастрофического конфликта между США и Си Цзиньпиновским Китаем». Сайт Grid опубликовал интервью с Кевином Раддом о потенциально возможной войне между США и КНР, которой все же можно избежать, о кризисе на Украине и о том, как сильно президент России Владимир Путин может полагаться на полную и безоговорочную поддержку Пекина.

Радд считает, что Владимир Путин и Си Цзиньпин завязали отношения на личном уровне, довольно глубокие и очень важные и влиятельные. Однако и на структурном уровне главные интересы Китая сейчас явно на стороне Москвы. Китайцы хотят иметь добрососедские отношения с русскими ввиду наличия многовековой совместной истории и многокилометровой границы. Они хотят посвятить всю свою стратегическую энергию борьбе со своим главным глобальным и региональным противником — Соединенными Штатами, а не потратить часть своих военных и иных ресурсов на решение «русского вопроса», который несколько раз возникал в их истории. И, наконец, отмечает австралийский политик, Россия является для Китая очень удобным стратегическим партнером, который отвлекает США на региональные конфликты будь то в Сирии, на севере Африки или, как сейчас, на Украине.

Это значит, указывает Радд, что не стоит рассматривать отношения между Си и Путиным с какой-то романтической точки зрения. Все упирается в прагматику и национальные интересы Пекина.

Если говорить о конкретной поддержке Китаем политики России на Украине, то у китайской пропаганды, по мнению Кевина Радда, имеется как бы две передачи: передняя и задняя. С китайской пропагандой много проблем, в первую очередь, из-за масштабов: достаточно сказать, что в стране с населением 1,4 млрд человек более 5 миллионов пропагандистов.

Национальные же интересы Китая, как было показано выше, заставляют Си защищать как политику Путина лично, так и политику России. Если в определенный момент китайская пропаганда и пропустила порцию более сочувственных по отношению к Украине комментарии граждан КНР в соцсетях, то лишь для того, считает Радд, чтобы представить мировому сообществу, что Китай якобы занимает нейтральную позицию. Однако бывший премьер верен, что при анализе конкретных дел и заявлений Пекина становится очевидно, что приблизительно 85% из 100 его реальной политики приходятся на поддержку Москвы.

Если попытаться разделить позицию Пекина на части: сколько из его нынешней позиции по отношению к событиям на Украине приходится на национальные интересы в отношениях с Россией, а сколько — на желание навредить США везде, где только можно, то следует заметить, что еще после присоединения Крыма в 2014 году в России поняли, что единственным долговременным партнером России во всех отношениях является Китай, уверен Радд. В Пекине видят очень большие и обещающие стратегические возможности для себя в нынешней изоляции России. Естественно, отмечает Радд, китайцы обеими руками ухватились за эти возможности и намерены воспользоваться ими.

Едва ли, полагает он, события, произошедшие на Украине после 24 февраля, как-то изменили отношение Пекина и китайского руководства к отношениям с Москвой и провозглашенному 4 февраля «безграничному» партнерству. Конечно, в Пекине хорошо понимают, что его поддержка России в конфликте на Украине наносит определенный ущерб репутационному имиджу Поднебесной как в Европе, так и в остальном мире. Это следует, объясняет Радд, например, из результатов голосования по ситуации на Украине на Генеральной ассамблее ООН. Тогда, напомним, Киев поддержали 143 страны, львиная доля которых относится к развивающимся экономикам.

Новости партнеров

По мнению Радда, в руководстве КНР понимают угрозы для своего реноме, но в Пекине также и понимают или думают, что понимают основные принципы поведения Старого Света. В Китае, по мнению бывшего главы правительства Австралии, считают, что Европа будет вести себя сейчас так же, как вела в подобных случаях раньше, а именно: гнев европейцев из-за событий на Украине продлится недолго, «до следующего конкурса Евровидения». После этого европейцы вернутся к бизнесу, торговле и инвестициям. То есть, в Пекине не верят в стратегическую прочность политики Европы, прогнозирует Кевин Радд. В то же время, считатет он, в китайской столице демонстрацию поддержки Москвы негласно увязывают с тем, насколько ход военных действий на Украине складывается в пользу России.

Кроме воздержания на голосованиях и добрых слов в свой адрес Россия получает от Китая и иную помощь и поддержку. Пекин и дипломатически, и политически помогает ей получить, в определенных пределах, поддержку ее позиции в Совете безопасности ООН и в других международных организациях. Здесь интересно проанализировать, к примеру, позицию ОАЭ, которые вместе с Китаем воздержались на недавнем голосовании в ООН по резолюции, осуждающей Россию за события на Украине. Почему они воздержались? Частично из-за экономического сотрудничества с Россией. Частично из-за близких отношений Китая с Эмиратами и Саудовской Аравией, которые, кстати, воздержались при голосовании того же вопроса на Совбезе ООН. Это доказывает, что Китай вполне способен помогать Москве на международной арене даже в условиях мощного режима антироссийских санкций.

Второй вид поддержки России – максимально увеличение двусторонней торговли и особенно закупок сырья: нефти с газом, пшеницы и так далее. Во-первых, это выгодно самим китайцам. Во-вторых, китайцы могут согласиться и на предоплату, и в-третьих, это может реально помочь русским усилить их финансовое положение. Здесь важно то, подчеркивает Радд, что все это не запрещено ныне действующими санкциями.

Однако вопрос с санкциями значительно сложнее. Например, если разобраться, то китайцы, по крайней мере, пока не пытаются обходить санкции в той их части, где России запрещается использовать доллары или где замораживаются российские активы в третьих странах или, наконец, в вопросе санкций против российских компаний и организаций. Китай, по мнению Кевина Радда, побаивается вторичных финансовых санкций против себя ввиду сохраняющейся зависимости от глобальной долларовой финансовой системы. Эта зависимость может исчезнуть или ослабнуть к концу двадцатых годов, но сейчас она все еще есть.

Конечно, конфликт на Украине «интересен» Пекину и с практической, если можно так сказать, точки зрения, потому что у него имеется во многом схожая проблема – Тайвань, пишет Радд. Наверняка частично и наличием тайваньской проблемы, которую твердо намерен решить Си Цзиньпин мирным или военным путем, объясняется пророссийская позиция Пекина, уверен экс-премьер. Китайская пропаганда сейчас всячески пытается довести до «китайского мира», к которому, конечно, относится и Тайвань, мысль о том, что если США не оказывают военную помощь Украине, то с какой стати рассчитывать на эту помощь тайваньцам?

Конечно, события на Украине едва ли как-то повлияют на поведение Пекина, который, как выразился Радд, находится на собственных железнодорожных путях по отношению к Тайбэю. Все будет зависеть от соотношения сил в Тайваньском проливе. По мнению бывшего австралийского премьера, у китайской армии (НОАК) пока еще нет достаточного перевеса. Дело в том, что в Пекине хотят исключить даже малейший риск операции по возвращению «мятежной провинции», которой китайцы считают Тайвань. А он есть, особенно, если Вашингтон все же окажет Тайбэю военную помощь.

Еще одна причина, по которой Пекин сейчас едва ли станет торопиться с решением тайваньской проблемы, заключается в финансовых санкциях, противостоять которым в достаточной мере Пекин, ввиду сохраняющейся зависимости от долларовой системы, пока еще не в состоянии.

Что касается отношений Китая с США при Джо Байдене, считает Радд, они несколько улучшились, если сравнивать их с концом правления Дональда Трампа. Политика нынешней американской администрации по отношению к Поднебесной более стабильна и предсказуема, хотя и, конечно, враждебна, считает австралийский политик. Да, отношения очень сложные и представляют из себя стратегическое соперничество, но между лидерами сейчас в отличие от 2020 года хотя бы существуют каналы коммуникации. Именно стратегическое соперничество, пишет в своей книге Радд, и может предотвратить «горячую» войну между США и КНР даже несмотря на большое количество «ястребов» в Конгрессе и в Пекине.

Новости партнеров

expert.ru





«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские Вооруженные силы нанесли ракетный удар по Украине. Целью атаки стал...

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против...

«Орешником» Путин снова ответил так, как не ждал никто

То, что на удары ATACMS и Storm Shadow Россия не может не отреагировать, было понятно любому, кто хоть немного знаком с принципами конфликтологии государственного...

Читайте также

Пентагон допустил обмен ядерными ударами при условии сохранения части арсенала

США допускают такой обмен ядерными ударами, при котором Вашингтон сохранит часть своего арсенала для...

Трамп применит против Китая излюбленную тактику

Американские СМИ пишут, что администрация Дональда Трампа будет иметь антикитайский характер. Команду будущего президента...

Внешнюю политику Трамп будет использовать для борьбы с главным врагом — внутренним

Анализ прошедших 10 дней с момента избрания президента США показывает, что первая пиар-атака команды...