Украинские события — повод, но не главная причина
Начинают сбываться самые мрачные прогнозы. Посевная на Украине, которая является важным экспортёром сельскохозяйственной продукции, уже несомненно не пройдёт в штатном режиме. Остаётся лишь гадать, насколько сельское хозяйство удастся поднять, например, в той же Херсонской области и как организовать вывоз продукции из страны. Таким образом, у зарубежных потребителей украинского хлеба и подсолнечного масла наступает форс-мажорная ситуация. Но и это ещё не всё — бурный рост цен на топливо приводит к забастовкам фермеров в Европе. И дорожает не только топливо, но и удобрения. Так что ситуация проходит почти по Апокалипсису — «чуму»-пандемию сменяет голод.
На данный момент посевная на Украине уже признана проваленной — провести её получится примерно на половине обрабатывавшихся площадей. Боевые действия продолжается, и об уборочной страде даже не стоит загадывать. А значит, осенью продовольствия станет меньше и в Евросоюзе, и в странах с низким и средним уровнем доходов, для которых Киев являлся важным поставщиком.
Новости партнеров
«Нехватка еды станет реальностью. Заплатить цену за введённые санкции придётся не только России, но и Европе, и США», — заметил на встрече лидеров стран НАТО президент США Джозеф Байден.
Интересно, что совсем недавно, во время предвыборной кампании, он ставил вопрос иначе. «У нас нет такой проблемы как нехватка еды. У нас есть проблема лидерства. У нас полно еды, но её закапывают. Они усыпляют коров и свиней и выливают тысячи галлонов молока в землю. Это не нехватка еды, это недостаток руководства», — говорил тогда Байден, имея в виду своего соперника Дональда Трампа.
В то же время, заметный рост цен на продовольствие начался не сегодня. Экономист Андрей Паршев отмечает, что его спровоцировала накачка необеспеченными деньгами в США и Западе в последние два года.
«Но, поскольку продовольствие это ресурс критичный, то это чисто политический способ, и говорить, что в этом виноват, предположим, Путин или ещё кто-то, неверно. Это только одна из составляющих продовольственного кризиса», — рассказал он. Ещё одной составляющей стало резкое подорожание природного газа, который является не только топливом, но и сырьём для производства азотных удобрений.
«Что касается физического недостатка продовольствия, то экспорт самых критичных сельхозпродуктов с постсоветской территории очень важен для международной экономики. США — страна избыточная по продовольствию, но в Европе сложнее. Ожидания, что будет с посевной в России и на Украине, также влияют на ситуацию с продовольственным дефицитом и ростом цен. В условиях ограничения цен возникает дефицит — поставщики начинают осторожничать, придерживают товар, это то, что мы видели в конце 80-х — начале 90-х. Но там ажиотаж могут сбить ростом цен, то есть там проблема в том, что будет дороговизна, а не физический голод. А вот что будет в других странах, в Йемене, например, или в Центральной Африке — непонятно. Там возможна и ситуация физического недостатка продовольствия», — считает Андрей Паршев.
Более того, в целом ряде стран проблема недоедания, а то и голода уже стоит годами, в данный момент она так или иначе затрагивает полтора — два миллиарда человек, заметную часть населения Земного шара.
«Стакан чистой воды и кусок хлеба исстари ценился больше золота, — рассказал председатель комитета по аграрным вопросам Государственной думы, зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин. — Если нет воды и хлеба — золото не поможет. Мы тоже за то, чтобы на Украине нормально прошла посевная. Мы давно этим фашистам и бандеровцам, которые держат сегодня народ украинский в страхе, говорили: «Остановитесь, поднимите ручонки, этих убийц и насильников всё равно мы покараем». Времени немного осталось, чтобы посевная прошла. Это должен понимать многолетний и многоопытный Байден, который это всё подогревает. Работать на деревне надо в каждой стране, поля должны быть засеяны и ухожены, крестьянский дом должен быть уважаемым, кормильцам надо ставить памятники везде и давать награды за труд».
Новости партнеров
Он напомнил, что у нас достаточно продовольствия, чтобы вообще не говорить о продовольственном кризисе. Однако торговля в разы увеличивает цену на прилавках. В парламент внесён законопроект, по которому торговые наценки не должны превышать 10-15% от цены производителя. Сейчас же дошло до того, что в цене батона 10-12% составляет труд крестьянина, который целый год этот хлеб выращивал. Точно так же по рыбе. На берег рыбаки отдают улов по 94-100 руб., а в магазине рыба стоит по 900 и больше. По мнению депутата, сказывается и то, что «торговые сети принадлежат иностранцам, а им главное ограбить наш народ и, по большому счёту, создать нервозность в стране».
«Мы будем работать над расширением посевного клина под всеми культурами. Сейчас утверждена программа второй целины, нам пытаются, правда, подставить подножку, ограничив финансирование. Наша задача ввести в первые десять лет 13-14 млн га. В принципе, нам надо выводить 37 млн га, и такая возможность есть. В этом году мы миллион добавляем и шагом надо идти в полтора миллиона каждый год. Возьмём сегодняшнюю урожайность в 30 центнеров, и если мы введём первые 15 млн, то это уже 45 млн тонн, а если введём 37 млн гектар, то это далеко за 100 млн т в эквиваленте зерна. Будем наращивать поголовье крупного рогатого скота, дойного стада», — рассказал Владимир Кашин.
Ограничение финансирования для второй целины не единственное препятствие для наших аграриев в нынешней непростой ситуации. Минсельхоз на днях предложил ввести квоты на экспорт подсолнечного масла и шрота. Экспортные пошлины на зерно уже давно действуют, и их ставки решено поднять с 23 марта для пшеницы и ячменя. Таким образом, фактически сдерживается наше производство. И это касается не только продукции для недружественных стран, но и для тех, кто не встал на путь противостояния России. И отечественные аграрии на пороге посевной фактически получают сигнал сеять меньше.
Здесь, однако, работает стандартная логика капиталистического производства и товарообмена. Нынешние решения, очевидно, принимаются по опыту прошлого года. «Мировые цены на пшеницу очень сильно поднялись, а наши партнёры по евразийской экономической зоне имеют определённые ценовые льготы на зерно. Возникли такие каналы, когда у нас закупают пшеницу, а затем она, похоже, транзитом идёт на мировой рынок, где продаётся по более высокой цене. Такой процесс был запущен в прошлом году, поэтому нам пришлось ограничить. Все наши партнёры уже закупили зерна больше, чем им требуется для собственного потребления. А не совсем правильно, чтобы на межстрановых льготах кто-то третий ещё получал прибыль», — отметил Андрей Паршев.