В пятницу, 11 марта, по запросу России прошло заседание Совета Безопасности ООН по проблеме военно-биологической деятельности США на территории Украины.
В ходе выступления заместитель генерального секретаря ООН, высокий представитель по вопросам разоружения Идзуми Накамицу сказала: «Я в курсе сообщений СМИ с утверждениями о военно-биологических программах (на Украине — ред). ООН не осведомлена о каких-либо военно-биологических программах. Это во многом благодаря Конвенции о биологическом оружии 1972 года, которая запрещает создание, приобретение, передачу, складирование и применение биологического и токсинного оружия. РФ и Украина — страны-участницы конвенции».
Новости партнеров
Она напомнила, что все страны-члены обязались никогда ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать и не приобретать и не хранить биологическое оружие.
Однако, как подчеркнул постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя, неосведомлённость ООН о военных биологических программах на Украине не означает, что ничего не было.
«Военные разработки — это секретные предприятия, о которых те, кто их осуществляют, не докладывают госпоже Накамицу», — добавил он.
Дипломат рассказал, что в распоряжении Министерства обороны РФ оказались документы, которые подтверждают, что на территории Украины сформировалась сеть из как минимум 30 биологических лабораторий, в которых проводятся крайне опасные биологические эксперименты, нацеленные на усиление патогенных свойств чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры и других смертельных болезней с использованием синтетической биологии. Эта работа ведётся при финансировании и непосредственном кураторстве Управления Минобороны США по снижению военной угрозы, в том числе в интересах Национального центра медицинской разведки Пентагона.
«Нашим военным стали известны подробности проекта UP-4, который реализовывался в лабораториях Киева, Харькова и Одессы. Его целью является изучение возможности распространения особо опасных инфекций через мигрирующих птиц, в том числе высокопатогенного гриппа H5N1, летальность которого для людей достигает 50%, а также болезни Ньюкасла. В рамках ещё одного проекта в качестве переносчиков потенциальных агентов биологического оружия рассматриваются летучие мыши. Велись эксперименты по изучению переноса опасных заболеваний эктопаразитами: вшами и блохами. Даже неспециалистам понятно, что такие эксперименты одни из самых безрассудных, так как они не дают возможности контролировать дальнейшее развитие ситуации», — уточнил Небензя.
Как сообщил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых сил РФ Игорь Кириллов на брифинге 10 марта, в рамках проекта P-781, реализованного при участии подконтрольной Пентагону грузинской биолаборатории в кооперации с Политехническим институтом Вирджинии и Геологической службой США, летучие мыши изучались как разносчик потенциальных агентов биологического оружия, особое внимание было приковано к бактериальным и вирусным патогенам, способным передаваться от летучих мышей человеку: возбудителям чумы, лептоспирозу, бруцеллёзу, коронавирусам и филовирусам. Кроме того, по его словам, Пентагон интересуют насекомые-переносчики, способные распространять опасные инфекционные заболевания.
«Украина осуществляет деятельность в собственных лабораториях для нужд здравоохранения. Соединённые Штаты помогают Украине делать это защищённо и безопасно. Это (работа лабораторий — ред.) не имеет никакого отношения к биологическому оружию», — утверждает постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд.
Новости партнеров
По её словам, США серьёзно обеспокоены, что созыв этого заседания — потенциальный отвлекающий манёвр России, а упомянутые лаборатории якобы используются для выявления и диагностирования заболеваний наподобие COVID-19.
«Как мы и предполагали, мои западные коллеги, никто из них не говорил по существу поставленного нами вопроса. Когда моя американская коллега метала гром и молнии, обвиняя нас, как мы и предполагали, в пропаганде, вспомнились две вещи. Во-первых, наша русская пословица «на воре и шапка горит». Чем громче и голословнее пытаются свалить вину на нас наши коллеги, тем больше мы убеждаемся, что попали в точку, рассказывая про их деятельность на Украине», — заявил Небензя.
Пока все остальные дипломаты и высокопоставленные сотрудники администрации пытались убедить весь мир в непричастности США к этим лабораториям, заместитель госсекретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд признала, что на Украине есть биологические исследовательские объекты, и Вашингтон в настоящий момент весьма озабочен возможностью их попадания в руки российских военных и работает вместе с украинцами над тем, чтобы предотвратить такой вариант развития событий.
В связи с этим, по словам Небензи, киевский режим по требованию западных кураторов спешно заметает следы, чтобы к российской стороне не попали прямые свидетельства нарушения США и Украиной статьи 1 Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия — экстренно сворачиваются биологические программы, Министерство здравоохранения Украины поставило задачу с 24 февраля полностью уничтожить биоагенты, находящиеся в лабораториях.
«США курируют несколько сотен биолабораторий, расположенных в 30 странах, в том числе на Ближнем Востоке, в Африке, в Юго-Восточной Азии, а также по периметру бывшего СССР. Поставить их под международную верификацию Вашингтон категорически отказывается, блокируя с 2001 года выработку юридически обязывающего протокола КБТО о создании эффективного механизма верификации соблюдения государствами этой конвенции. Это не может не наводить на мысли, что Соединённым Штатам есть что скрывать», — заявил постоянный представитель РФ при ООН.
Как говорил ещё в 2019 году заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, эффективность Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) может быть обеспечена только посредством выполнения всеми государствами-участниками ее положений в полном объёме, но США на протяжении многих лет блокируют попытки возобновить работу над юридически обязывающим протоколом к этому документу. Он подчеркнул, что США, отрицая возможность верификации в рамках КБТО, пытаются получить односторонний доступ на зарубежные микробиологические объекты.
После распада СССР на территории получивших независимость Грузии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана остались институты, в которых на протяжении десятилетий занимались изучением инфекционных заболеваний и разработкой вакцин от чумы, холеры и тифа, и в новых геополитических условиях было важно избежать опасных утечек, и тогда взять ситуацию под контроль вызвались помочь США, но при одном условии — в лаборатории получат доступ американские специалисты. За счёт этого на постсоветском пространстве реализовывались различные проекты, финансируемые на гранты НАТО и Пентагона, впоследствии штаммы, собранные в Центральной Азии и на Кавказе, вывозились на Запад. В 2018 году бывший министр безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе представил документы, доказывающие, что в лаборатории под Тбилиси американские военные проводили эксперименты над людьми, многие из которых заканчивались летальным исходом.
Как выяснили журналисты РИА Новости, изучив в марте 2022 года документы американских ведомств, исследования летучих мышей в секретной лаборатории американского центра Лугара в Тбилиси проводились Пентагоном с 2017 года и были рассчитаны на срок до 1 октября 2022 года. Кроме того, подобные проекты реализовывались в других биолабораториях у границ России, на что было выделено около $10,2 млн: $6,5 млн — в Грузии, Армении, Азербайджане, Турции и Иордании, $3,7 млн — в Китае. Согласно информации на портале государственных заказов США, программу, финансируемую напрямую от Агентства по уменьшению угрозы (DTRA) Пентагона, воплощала в жизнь американская некоммерческая организация Eco Health Alliance, которая также занималась сбором образцов летучих мышей вместе с учёными из Уханьского института вирусологии — города, который считается эпицентром распространения COVID-19, вызвавшего пандемию.
Новости партнеров
«Анализ материалов подтверждает факт передачи из биолаборатории Харькова за рубеж более 140 контейнеров с эктопаразитами летучих мышей. Мы не знаем, какова дальнейшая судьба этих опасных биоматериалов и каковы будут последствия того, что они безо всякого международного контроля растворятся и не исключено, что на просторах Европы. В любом случае высок риск хищения для использования в террористических целях или для продажи на чёрном рынке», — обратил внимание участников заседания Небензя.
Постоянный представитель КНР при ООН Чжань Цзюнь сказал, что Китай принял информацию, предоставленную России, с обеспокоенностью, и в рамках следования конвенции по запрещению биологического оружия, обязанность всех стран заключается в том, чтобы должным образом рассмотреть поднятые Россией обеспокоенности.
Однако Всемирная организация, похоже, недооценивает всю опасность сложившейся ситуации. Официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик, комментируя на брифинге обращение Государственной Думы к ООН и Парламентской ассамблее ОБСЕ о необходимости расследования деятельности биологических лабораторий на Украине, заявил, что у ООН нет такого мандата, и она лишь продолжит делать доклады по биологическому оружию, по тому, что знает.
«Хотел бы отдельно обратиться к коллегам из Европы. Под боком Евросоюза все эти годы существовал полигон для крайне опасных биологических испытаний. Призываем задуматься о вполне реальной биологической угрозе для населения европейских стран, которую может породить бесконтрольное расползание биоагентов из Украины, которое, как показал опыт COVID-19, невозможно остановить. При таком сценарии накроет всю Европу», — предупредил Небензя.